Школьный этап 2021 ВОШ олимпиады по русскому языку задания и ответы 4-11 класс | ЕГЭ ОГЭ СТАТГРАД ВПР 100 баллов

Школьный этап 2021 ВОШ олимпиады по русскому языку задания и ответы 4-11 класс | ЕГЭ ОГЭ СТАТГРАД ВПР 100 баллов Олимпиада

Другие олимпиады школьного этапа 2021 задания и ответы:

Школьный этап 2021 всероссийской олимпиады школьников задания и ответы

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку 5-11 класс | олимпиадные задания по русскому языку: | образовательная социальная сеть

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

2021 – 2022 учебный год

Предмет:  русский язык

Класс:  5

Время:     60  минут

Количество баллов:  75

1.Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Я отправился за горо(д/т) в лес погл..деть, заметно ли там прибл..жение в..сны. День был яс..ный, солнеч..ный. Х..р..шо в л..су в эту предв..сенн.. пору. В..сна чу..ствует..ся только в воздух.. . Со..нце сл..пит глаза. Небо по-в..сеннему голубе..т плывут лё..кие белые обл..ка. З..мля ещё покрыта льдом и снегом д..рев..я тоже укрыва..т сне(г/к).

Я шёл по л..сной тр..пинк.. и гл..дел по ст..р..нам. Вот и ш..рокая п..ляна, где кажд.. в..сну токуют тетерева. Я зам..р от уд..вления: сколько на ней заяч..их сл..дов! Теперь зайц.. нере(д/т)ко разгулива..т  днём: выб..гут на п..лянку и гре..т..ся на ласковом солнышк.. .

(10 баллов)

2. Из данных ниже слов выберите те, которые соответствуют характеристике, и запишите в нужную графу:

Сдал, маяк, мышь, сапог, съезд, юла, ложь.

(10 баллов)

3. Определите морфемное строение  следующих слов с точки зрения современного русского языка:

Умылся, грибочек, горошинка, запишетесь, снежинка.

(10 баллов)

4. Образуйте указанные глагольные формы:

1) форму будущего времени первого  лица единственного числа от глагола вырастить________________________________

2) форму настоящего времени первого лица единственного числа от глагола ехать_____________________________________

3) форму настоящего времени второго лица множественного  числа от глагола зависеть__________________________________

4) форму прошедшего времени множественного числа от глагола клеить_____________________________

5) форму будущего времени третьего лица единственного числа от глагола разжечь __________________________________

(10 баллов)

5. Объясните смысл устойчивых выражений:

1) За тридевять земель − _________________________________________

2) Кот наплакал − _______________________________________________

3) Воды в рот набрать − __________________________________________

4) Когда рак на горе свистнет − ____________________________________

5) Не солоно хлебавши − _________________________________________

(10 баллов)

6. Угадайте слово по его лексическому значению:

  1. Часть слова, стоящая после корня, с помощью которой могут образовываться новые слова.______________________
  2. Часть речи, обозначающая действие предмета.______________________
  3. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.______________________
  4. Самая маленькая единица языка, произносимая  с помощью органов речи.______________________
  5. Изменение слова по падежам.______________________

(10 баллов)

7. Определите, какие ошибки допущены (орфографические, пунктуационные) в предложении, и перепишите его без ошибок.

На День раждение бабушка подарила мне книжку А.С. Пушкина Сказка о золотой рыбке, и сборник стихов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

(10 баллов)

8. Что не поместится в пенале?

Варианты:

Школьный этап 2021 ВОШ олимпиады по русскому языку задания и ответы 4-11 класс | ЕГЭ ОГЭ СТАТГРАД ВПР 100 баллов

(5 баллов)

Ключ

5 класс

1. Я отправился за город в лес поглЯдеть, заметно ли там приближение весны. День был ясный, солнечный. Хорошо в лесу в эту  предвесеннюю пору! Весна чувствуется только в воздухе. Солнце слепит  глаза. Небо по-весеннему голубеет, плывут лёгкие белые облака. Земля ещё покрыта льдом и снегом, деревья тоже укрывает снег.

Я шёл по лесной  тропинке и глядел по сторонам. Вот и широкая поляна, где каждую весну  токуют тетерева. Я замер от удивления: сколько на ней заячьих следов!  Теперь зайцы нередко разгуливают днём: выбегут на полянку и греются на ласковом солнышке.​

(10 баллов)

2.

По 2 балла за каждую верно составленную группу. (10 баллов)

3. У-мы-л-[]-ся   , гриб-оч-ек-[]     горош-ин-к-а , за-пиш-ете-сь, снеж-инк-аШкольный этап 2021 ВОШ олимпиады по русскому языку задания и ответы 4-11 класс | ЕГЭ ОГЭ СТАТГРАД ВПР 100 баллов

По 2 балла за каждое правильно разобранное слово. (10 баллов)

4.    1) вырастить – выращу

2) ехать – еду

3) зависеть – зависите

4) клеить – клеили

5) разжечь – разожжет

По 2 балла за каждую правильно образованную форму. (10 баллов)

5. 1) За тридевять земель − далеко

2) Кот наплакал − мало

3) Воды в рот набрать − замолчать

4) Когда рак на горе свистнет − никогда

5) Не солоно хлебавши – ни с чем

По 2 балла за каждое правильно указанное значение. (10 баллов)

6. 1) суффикс; 2) глагол; 3) дополнение; 4) звук; 5) склонение.

По 2 балла за каждое верно названное слово. (10 баллов)

7. На День рождения бабушка подарила мне книжку А.С. Пушкина    «Сказка о рыбаке и рыбке»  _и сборник стихов.

По 2 балла за каждую исправленную ошибку. (10 баллов)

8.        (д) портфель

(5баллов)

1 место  75-68 б.

Призёр – 67,5- 37,5

Поделиться

Всероссийская олимпиада школьников школьный этап 2021 по русскому языку задания и ответы (критерии) для 4,5,6,7, 8, 9, 10, 11 класса 2021-2022 учебного года, официальная дата проведения олимпиады в Республике Татарстан: 21.10.2021 (21 октября 2021 года)

Олимпиада для 4 класса: задания | ответы

Олимпиада для 5-6 класса: задания | ответы

Олимпиада для 7-8 класса: задания | ответы

Олимпиада для 9-11 класса: задания | ответы

Школьный этап 2021 олимпиады школьников по русскому язык 9-11 класс задания и ответы:

1)Лентяйкин написал диктант: Сестра любит братца за любую работу. Ей сегодня не спица. Выходной переносица на пятницу. Допустил ли он ошибки? В каких словах? Перепишите диктант правильно. Какое правило Лентяйкину нужно повторить? Как вы думаете, почему ещё, кроме незнания правила, он мог допустить такие ошибки?

2)Составьте из букв термины русского языка. Дайте им определение. Приведите свои примеры на названные языковые явления. НТОИНМАЫ ОИЫНОММ ИИСОНЫНМ

3)Прочитайте шуточное четверостишие. Перепишите его в соответствии с правилами русского языка. Подумайте и ответьте, в какой строке есть хотя бы одно имя числительное? Слова каких частей речи зашифрованы в остальных случаях? У про100го 100рожа Непро100рный дом. Часто там 100ножка Бродит под 100лом. Л. Климчик

4)Прочитайте четверостишие. Подумайте и ответьте, о какой части речи идёт в нём речь? По каким словам в стихотворении вы поняли? Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.

5)Прочитайте словосочетания: подарок Коли и подарок Коле. Есть ли между ними различия? Если да, то какие?

6)Из звуков слова «находчивость» Дима составил 5 слов. Все ли эти слова состоят из звуков исходного слова? Ответ обоснуйте. Сделайте транскрипцию всех слов. Ходить, новость, сто, дача, хоть.

7)В русском языке есть пословицы и поговорки, в которых встречается слово «аз». Определите, какое значение имеет это слово в каждом приведённом примере. 1. Начать с азов. 2. Аз не без глаз, про себя вижу. 3. От аза до ижицы. 4. Кто знает аз да буки, тому и книги в руки. Откуда пошло употребление этого слова? В каком русском слове, состоящем из двух корней, оно сохранилось?

8)В русском языке есть ряд слов, оканчивающихся на букву О: какао, небо, влево, спасибо, самбо, кружево, тоскливо, слово, мало, можно, танго, пальто. О каких словах нужно говорить «имеют окончание», а не «оканчиваются на о»? Ответ обоснуйте.

9)Перифраза – известный приём художественной выразительности. Он заключается в том, что одно слово заменяется описательным оборотом. Например, в сточке из стихотворения А. С. Пушкина: «Погасло дневное светило…» слово «солнце» заменено оборотом «дневное светило».

10)Прочитайте текст. Определите форму выделенных глаголов. Как сделать так, чтобы они стали формой повелительного наклонения? Какие изменения произойдут в словах? После похода учитель сказал ученикам: – Ребята, как здорово, что вы дружите между собой! Я обратил внимание, что вы всегда убираете за собой мусор. Это значит, что вы любите нашу планету.

11)Перифраза – известный приём художественной выразительности. Он заключается в том, что одно слово заменяется описательным оборотом. Например, в сточке из стихотворения А. С. Пушкина: «Погасло дневное светило…» слово «солнце» заменено оборотом «дневное светило».

Определите, какие слова заменены перифразой в предложенных стихотворных отрывках. В некоторых из них это слово заменено в тексте многоточием. Выпишите из примеров перифразы с их расшифровкой. Ответами заполните кроссворд. В чём грамматическая особенность употребления термина в русском языке?

12)Этот университет носит имя великого отечественного учёного – Колумба российской науки.

13)Идя же в одном, общем караване, ему поневоле пришлось бы придерживать своих скакунов, приноравливаясь к медлительности кораблей пустыни.

14)Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.

15)Распределите слова на две группы: слова старославянского происхождения и слова исконно русского происхождения. Укажите фонетические приметы, которые позволили вам это определить. Единый, ягнёнок, освещение, ладья, храм, вожак, хоромы, вождь, одинаковый, свеча, лодка, агнец.

16)Какую синтаксическую роль может выполнять инфинитив в предложении? Составьте таблицу из двух колонок: «Роль в предложении», «Пример». Постарайтесь использовать в примерах один инфинитив.

17)Ценная промысловая рыба, с ней сравнивается во фразеологизме долго и громко рыдающий человек (6 букв)

18)Один из видов диких зайцев (5 букв)

19)Лист с окончательным вариантом текста (7 букв)

20)Так называют длинную клавишу на клавиатуре (6 букв)

21)Так можно охарактеризовать картину природы после снегопада (9 букв)

22)Прочитайте отрывок древнерусского текста. Выполните задания к нему. Тои же осени много зла сѧ створи поби мразъ обилье по волости 1. Переведите отрывок на современный русский язык. 2. Как называется вторая буква шестого слова отрывка? Какой звук она обозначала в древности?

Как её следует читать? 3. Определите, какой частью речи является шестое слово отрывка. Показателем какой грамматической формы оно является в современном русском языке? 4. Подберите к словам мразъ и волость эквиваленты в современном русском языке другого происхождения. Какое фонетическое явление отражено в них?

23)Какой звук представлен на каждом из приведённых профилей (согласный или гласный)? Почему?

24)Для каждой пары звуков выявите признаки, отражённые в их профилях, по которому входящие в них звуки отличаются друг от друга. Поясните свой ответ.

25)Лингвист сначала добавил в исследование предложения 16–18, которые позднее исключил: 16) Крушение мотора нанесло мне жесточайшую психологическую травму. 17) Следовательно, облако неожиданно изменило свою стратегию: оставив пока людей, нанесло первый удар технике. 18)

Это нанесло бы последний удар по её болезни, ― сказал, поощрительно поглаживая меня по макушке, один из друзей нашего дома. Назовите значение слова нанести в этой группе предложений. Почему данные предложения не подошли для исследования лингвиста? Найдите синтаксическое подтверждение этого для каждого из них.

26)Приведите свой пример предложения со словом нанести в его стандартном употреблении (противоположном представленному в предложениях 1–15).

27)Во многих случаях после сочетания милый X3 шло ещё одно слово. Назовите его и синтаксическую роль, которую чаще всего выполняет получившаяся конструкция.

28)Дан фрагмент словарной статьи глагола R из Словаря XI-XVII вв.: Приводить в боевую готовность, строить в боевой порядок. (1151): … Князь Андрѣй же Юрьевичъ … начя полкы отца своего (R) [Лавр. лет. и Ипат. лет. – (Q) _я_и_и], зане бѣ старѣй тогда въ братии своей. Ник. лет. IX, 189.

Часть букв и слов стёрлась. От самого слова R остались только гласные – _А_Я_А_И. Также известно, что Q отличается от R отсутствием приставки и современным видом. 1. Определите слова R и Q. 2. Переведите предложение, приведённое как пример употребления искомого слова. 3. Определите род и число слова братии. Восстановите его начальную форму.

Оцените статью
Олимпиада