Всероссийская олимпиада школьников 2020 — 2021 для 5 класса по русскому языку

Всероссийская олимпиада школьников 2020 — 2021 для 5 класса по русскому языку

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2020/21. Задания и ответы школьного этапа для 5 класса.

Школьный этап:

→ задания

→ ответы и критерии

Пригласительный школьный этап:

→ задания

→ ответы и задания

Пример заданий:

Определите, какие слова пропущены в тексте. Ответы запишите в соответствующие поля, расположенные после текста.

Прилагательное (1) __________, которое мы встречаем в этом тексте, в современном языке употребляется в значениях «общий, одинаковый» или «те, кто действуют вместе». Однако в данном тексте это слово можно перевести числительным (2) __________. В корне этих слов наблюдается чередование начальных гласных, такое же, как в словах есень/ / (3) _________.

Ещё один вариант чередования, отличающего старославянские по происхождению слова от исконно русских слов, находим в существительном (4) __________. В современном русском языке (4) __________ – то же, что государство, а (5) __________ – направление или одна из поверхностей чего- либо. В тексте же слово (4) __________ употреблено в значении (5) __________.

 Составьте из данных ниже слов цепочку так, чтобы конечный звук каждого слова совпадал с начальным звуком следующего за ним слова, а конечный звук последнего слова – с начальным звуком первого слова. Цепочка должна содержать всего пять слов и начинаться со слова соль. рост, киви, лесник, таз, соль, дыня, каламбур

Соотнесите номер слова в цепочке и само слово, например: 1) соль.

Модель ответа: 1) соль, 2) лесник, 3) каламбур, 4) рост, 5) таз.

Смотрите также:

Олимпиада по русскому языку 5 класс i тур | олимпиадные задания по русскому языку (5 класс): | образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку  I тур 5 класс

  1. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:

а) всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный;

          б) собака, Бобик, животное, Барбос;

  1. Каким фонетическим признаком объединены слова голубь, сыроежка, морковь, берег?
  2. Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук (с)?

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

  1. Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения?

Нес Медведь, шагая к рынку,

На продажу мёду крынку,

Вдруг на Мишку — вот напасть —

Пчёлы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной,

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало.   (Я.Козловский)

  1. Найдите однокоренные слова в следующем тексте. Как называется подобное явление в языке?

Дождик льет — кругом вода,

Мокнут столб и провода,

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстрых вод

Задрожал водоотвод.

Протекает небосвод —

На земле водоворот,

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод.   (Л.Яхнин)

  1. Объясните разницу в значении слов абонент — абонемент, факт — фактор, болотный — болотистый, эффектный — эффективный. Как называются такие слова?
  2. Учитель дал задание просклонять во множественном числе слова лист, корень, зуб, пропуск, хлеб.Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно. Как? Обоснуйте свой ответ.
  3. Образуйте неопределенную форму глаголов, которые в 1-м лице единственного числа настоящего времени имеют формы заведую, проповедую.
  4. У каких существительных начальная форма слова совпадает по написанию с неоределенной формой глаголов?
  5. Найдите в стихотворении слова, одинаково звучащие, но имеющие разное значение. Как называются эти слова?

                       Птичий клин

Когда на мартовских полях

лежала толща белая,

сидел я с книгой,

на полях свои пометки делая,

и в миг, когда мое перо

касалось граф тетрадочных,

вдруг журавлиное перо

с небес упало радужных.

А в облаках летел журавль,

и не крича, а стаями,

крича скрипуче, как журавль, в колодец опускаемый.

На север мчался птичий клин

и ставил птички в графике,

обыкновенный город Клин

предпочитая Африке.

Журавль был южный, но зато

он в гости к нам пожаловал!

Благодарю его а то,

что мне перо пожаловал.   (С.Кирсанов)

Оцените статью
Олимпиада