- С чего начать подготовку к участию?
- Плюсы олимпиад
- Минусы олимпиад
- Важные олимпиады для школьников
- Как принять участие в олимпиаде?
- Самые важные олимпиады, о которых стоит знать
- Полезные ссылки
- Поступление в вуз
- Деньги
- Интерес
- Внутреннее спокойствие
- Победа в финале гарантирует поступление?
- Как восьмиклассники попадают на финал? Можно ли участвовать за старший класс?
- При подготовке к олимпиаде
- Как попадают из одного этапа в другой?
- С какого возраста можно принимать участие?
- Как устроена олимпиада
- Кто придумывает задания?
- В какие сроки проводится олимпиада?
- По каким предметам проводится олимпиада
- Если без экзаменов принимают только победителей и призеров заключительного этапа, стоит ли вообще в этом участвовать?
С чего начать подготовку к участию?
Прежде всего, полезно посмотреть задания школьного этапа прошлых лет: их можно найти на странице нашего специального проекта. Там же есть ссылки на интернет-ресурсы и книги, которые могут пригодиться при подготовке.
С чего начать
что из себя представляет Всероссийская олимпиада школьников. Мы практически на пальцах объясняем, где, когда, по каким предметам и что можно получить в итоге.
Всероссийская олимпиада школьников – самая известная олимпиада в стране. Ее проведение даже прописано в Законе об образовании. В ней принимает участие множество школьников, при этом часто они даже не осознают, что участвуют именно во Всероссийской олимпиаде, не понимают, по каким правилам она проходит. Мы описали ключевые моменты, которые позволят если не разобраться досконально, то хотя бы получить общее представление о том, что же такое Всероссийская олимпиада школьников и чего можно от нее ожидать.
Вы узнаете: как пережить поражение на олимпиаде и даже извлечь из него пользу.
Ежегодно на олимпиадах выступает огромное количество школьников, но при этом побеждают единицы. И, конечно, всем, кто не попал в число счастливчиков, сложно не расстраиваться, а фраза «главное – участие» в этот момент вряд ли утешит. Мы поговорили с психологами Центра педагогического мастерства Марианной Войцик, Никитой Власовым и Юлией Горбуновой о том, как не потерять интерес к любимому предмету после поражения, и записали их советы.
Перед психологами, которые работают с олимпиадниками, стоят две задачи: повысить количество успешных выступлений и сделать так, чтобы соревнование принесло участнику пользу вне зависимости от того, какой у него результат. Когда в 2014 году в Центре педагогического мастерства появилась психологическая служба, оказалось, что одно из основных направлений работы – это именно работа с неудачей. Причем чем выше поднимаешься, тем дороже тебе дается эта неудача. Так для многих ребят проще принять то, что они не прошли в финал, чем то, что прошли, но при этом не заняли какого-нибудь места. Хотя, на самом деле, добраться до завершающего этапа – это уже достижение.
При этом, конечно, даже в случае провала на олимпиаде можно избежать психологической травмы и даже выйти из этой ситуации победителем. Вот несколько советов, которые могут помочь:
Главнейшее свойство человеческого мышления – его инертность и консерватизм. Человек стремится не только делать по-старому, но и прежде всего – думать по-старому. Как было, так пусть и будет; не нами заведено – не нам и отменять; умные люди всегда считали, что это надо – ну, значит, надо. Такой образ мысли экономит силы и поддерживает душевный комфорт. Оттого в жизни сохраняется множество разнокалиберных явлений, учреждений, общественных институтов, которые когда-то имели смысл и играли полезную роль, а сегодня уж никакого смысла не имеют, потому что давно превратились в пустую и обременительную форму, которую люди упорно тащат в будущее, не дерзая спросить самих себя: зачем? Что случится, если я брошу этот чемодан без ручки?
Пример такого мышления – наша олимпийская эпопея. Сам феномен олимпиады – давно выродился. Что она пропагандирует? Здоровье? Давно известно, что никому от олимпиады здоровья не прибавилось: спортсмены становятся инвалидами, это опасная и вредная работа. Но чего не сделаешь ради денег! Те, что сидят с пивом и чипсами на диване перед телевизором, тоже не здоровеют. Какой-то малец, посмотрев на «спорт высших достижений» побежит записываться в школьный спортивный кружок? Вероятность не больше, чем та, что, прочитав «Войну и мир» он надумает тоже что-нибудь сочинить. А в спортивную секцию он пойдёт тогда, когда эта секция – есть: рядом, бесплатная и общедоступная. Такая, где не чемпионов готовят, а подлинно укрепляют здоровье и проводят школьные или дворовые соревнования. Так что ни к здоровью, ни к массовой физкультуре вся эта международная возня никакого отношения не имеет.
Это престиж государства? Нас за это будут уважать? Ах, уже уважают? И кто же нас, позвольте спросить, уважает? Западный обыватель? Да он кого угодно зауважает, когда ему сверху дадут отмашку. Дадут – будет махать флажками и орать: «Горби! Горби!» А дадут другую, противоположную, – будет, как моя немецкая поставщица, свято верить, что Немцова убил Путин, потому что иначе Немцов занял бы его место.
Может, «дорогие россияне», станут больше уважать своё государство? И этого нет. Очень многие простые люди вздыхают: сколько денег выкидывают, а поправить инфраструктуру и вообще жизнь – не на что.
Что нужно, чтоб страну уважали? Общее правило незыблемо: уважают тех, кто сам себя уважает. Наша страна себя давно и убеждённо не уважает. Привычно считает убогой и второсортной. И всякие эксцессы выбрасывания денег на ветер – это именно и есть признак самонеуважения. Так бедный, и страдающий от своей бедности человек, вдруг может забабахать на последние деньги какой-нибудь безумный банкет, чтоб показать всем, главным образом – себе: я есть, я что-то значу, я большой! Но банкеты и олимпиады проходят, а неуважение себя и своей жизни, въевшееся в поры, проникшее в кровь, в спинной мозг – остаётся. Именно поэтому наша страна которое уж десятилетие скулит в прихожей у богатых и влиятельных стран. 18 (18!) лет мы скулили, прося впустить в ВТО. И что же? Велик ли навар? А никто о наваре и не думал: просто быть там, где лучшие, где богатейшие – это необсуждаемое благо.
Почему бы не сказать прямо и ясно: допинг принимают все. Фармацевтическая продукция всегда присутствует, как только кончается физкультура и начинается спорт. Потому что люди со времён Древней Греции не изменились, а нормативы – выросли в разы. Каждое живое существо имеет естественные пределы силы и скорости. Увеличить их можно только неестественными способами. Вопрос, сколь я понимаю, лишь в том, что препарат Х почему-то считается лекарством от насморка, а препарат Y – страшным допингом. Кто это решает? Очевидно – хозяева игры. Мировой игры, а не только олимпийских игр. Почему мы боимся вот так, в простых словах об этом сказать? А всё потому же: вдруг не пустят в прихожую на коврик, вдруг выгонят на мороз и ветер жизни? Там страшно, там надо думать своей головой, а не списывать западную мудрость, как двоечник контрольную у соседа.
Что надо? Без сожаления выйти отовсюду, где нас унижают. И начать свою игру. Люди уважают независимых и интересных – тех, кто придумывает новое, непохожее. В этом секрет конкуренции: не расталкивать локтями, стремясь отвоевать кусочек места под солнцем, а придумать новое и стать там номером один. Возьмём и устроим кибер-олимпиаду – по компьютерным играм, например. В любом деле можно соревноваться! И в спорте можно. Устроить олимпиаду по народным видам спорта. К нам никто не приедет? В том-то и дело, что приедут! Прибегут! Потому что сегодня ценится всё необычное, новое, не затёртое. Но для этого нужно освободиться от разъедающей мысли, что всё уже придумано на Западе, а нам надо только встраиваться, подражать, клясться и кланяться.
Физическая подготовка и спорт развиваются с очень давних времен. Физически развивающийся человек всегда считался более гармоничным и привлекательным. Физически развитый человек всегда являлся эталоном красоты. В наше время о характере человека можно судить по его умственному развитию и физической форме. Человек, который готов совершенствоваться, обладает сильным, волевым характером и всегда готов бороться с любыми трудностями.
Сначала возникло такое понятие как физическая культура. Все кто ей занимался, пользовались популярностью, а сама она постоянно развивалась. И постепенно в ней стали различать такое явление как спорт. С появлением спорта начали развиваться такие события, как различные спортивные соревнования — командные и индивидуальные. И, как апогей соревнований различного уровня, в Древней Греции возникли Олимпийские игры. И сразу же стали очень популярны, поскольку древние греки очень ценили физическое развитие человека, а спортсмены являлись эталоном этого процесса.
Именно благодаря поклонению благоговения перед физическим развитием, Олимпийские игры, задуманные как небольшие соревнования, превратились в национальный праздник. Вместе с тем, Олимпийские игры были не только данью культуре спорта, их значение было гораздо более важным. Во-первых, в день проведения этих игр воцарялся всеобщий мир. Во-вторых, в этот день съезжались все правители и ученые, а значит, этот праздник был не просто физическими соревнованиями, в этот день все делились своими достижениями и успехами, проводились разнообразные конкурсы, не только физического характера.
Церемения зажжения огня современных Олимпийских игр
Поэтому, Олимпийские игры быстро стали важной культурной традицией всемирного масштаба. На их примере видна связь между спортом и культурой человечества, связь спорта и общественной жизни.
Первые Олимпийские игры были проведены в 776 году еще до нашей эры. Именно к этой дате относятся первые источники, в которых говорится об этом мероприятии. С тех пор, это событие превратилось из обычных соревнований в некий культ, главной идеей которого было совершенство тела и духа. Именно там появился образ идеального человека — мыслителя с телом лучшего атлета. Именно там было высказано предположение, что человек не может достичь совершенства, развиваясь лишь физически или только интеллектуально. Сейчас это выражено в таких собирательных образах, как интеллектуал, не способный защитить ни себя, не свою девушку, или же успешный спортсмен, который не помнит даже таблицы умножения. Все эти образы вызывают раздражения у тех, к кому их относят. Что говорит о справедливости предположения мудрецов древней Греции.
В древней Греции любой участник был образован, а победители получали просто немыслимые почести. Их славили в каждом городе, строили памятники, а в честь их победы устраивали грандиозные пиры. Еще одним показателем важности физического и умственного развития было то, что победитель Олимпийских игр не входил, как обычный человек или даже правитель, в ворота. Специально для того, чтобы он попал в город, в стене делали пролом, в который его и проносили. Считалось, что таким способом, вместе с чемпионом в город попадала удача. Поэтому пролом после этого сразу же заделывался, чтобы она не нашла выхода обратно.
Величие этих соревнований нельзя приуменьшить. Ведь они являются самыми значимыми даже в наше время. Они и сейчас призваны выявить самого сильного, смелого, быстрого, умного. За право провести у себя эти игры борются все страны, поскольку это очень почетно и лестно. На каждые игры съезжаются многие тысячи, миллионы фанатов и болельщиков из самых разнообразных стран. Сейчас день проведения Олимпийских игр — яркое, шумное и красочное событие. И каждая страна выкладывается в этом по полной. Ведь чем ярче получится праздник, тем больше почета и уважения достанется стране, в которой их проводят. Музыка, украшения, флаги, красочные наряды и множество людей всех возрастов, начиная от стариков, и заканчивая младенцами, которых родители привезли на Игры в колясках.
Олимпиады — это важный физкультурный праздник в нашей жизни на нынешний день. Это соревнования общемирового масштаба. Стать фаворитом на следующие Олимпиады для хоть какой страны — это элементарно дело её чести. Для подготовки спортивных команд страны не жалеют ни сил, ни времени, так как спортсмены оберегают спортивную честь страны. А фаворитов ожидают медали — бронзовые, серебряные, золотые. Ждут и денежные призы. Но, как ни удивительно, в спорте средства никогда еще не служили решающим стимулом к победе. Только физкультурный задор, лишь желание обосновать, что конкретно ты — самый-самый наилучший, самый-самый стремительный, мощный и выносливый. Испокон веков победа в спорте основывалась только на чувствах, а денежные поощрения оставались лестным добавлением.
Убедительная просьба! При распространении текста данной страницы или его части указывать ссылку на источник.
Копировать ссылку Адрес страницы скопирован в буфер обмена
Как было раньше
После советского времени и до 2000-х олимпиады воспринимали как конкурсы для сверходаренных детей. Считали, что у таких детей необычно высокий уровень знаний в каких-то областях, поэтому они могут себе позволить соревноваться с другими детьми.
Но все изменилось. Сегодня олимпиада — это мероприятие более широкого профиля: там есть дети и ученики разного уровня знаний, ты можешь быть победителем не в общей олимпиаде, а в своей категории. Но шлейф элитарности все равно еще остался.
Зачем на самом деле нужны олимпиады
Продолжение истории после рекламы
В Америке дети ходят на олимпиады не ради выигрыша, а для того. чтобы тренироваться для будущих вступительных экзаменов. Это очень полезно — так почему бы нам не перенять этот подход. Вот, в чем могут быть полезны олимпиады.
Привыкнуть к условиям и не волноваться. В экзаменационной атмосфере самое важное — не волноваться, уметь сосредоточиться, собраться и ответить. Сейчас многие ученики впервые с этим сталкиваются только на экзаменах ЕГЭ, ОГЭ и соответственно очень волнуются. Эмоциональная подготовка, умение сосредоточиться, преодолеть волнение — то, что можно потренировать помимо знаний во время олимпиад. Когда ты уже десять раз участвовал в подобных мероприятиях — на самом важном экзамене будет гораздо проще собраться и выложиться на максимум.
Отрабатывать знания. Больше участвуешь — больше знаешь, поскольку решаешь разные задания и можешь себя потренировать. Даже если ребенок неправильно решил задание на олимпиаде, он может его отметить, подумать над ним после олимпиады и обсудить с учителем. Так прибавляются знания и укрепляется нестандартный подход к решению задач.
Это полезно не только в рамках будущих экзаменов, но в целом для жизни: для формирования навыка разрешения разных нестандартных кейсов и подходов.
Тренировать устную часть. Нужно уметь доносить свою мысль грамотно, сосредоточенно, четко и по делу — это действительно большая задача и важный навык. Зачастую это не умеют делать у нас и взрослые люди. Поэтому нужно учиться с раннего детства: в том числе не на уровне учителей и одноклассников, которых дети хорошо знают, а на уровне публичных выступлений. Когда в рамках олимпиады нужно рассказать незнакомым людям устную часть ответа — это тоже хорошая репетиция.
Разжигать интерес к учебе. Важно объяснять детям, что на олимпиадах соперник — это не другой человек, который сидит рядом с тобой, а ты сам. Поэтому разумнее сравнивать себя с самим собой в прошлом. Например, в 9 классе решил всего лишь половину заданий, а в 10 почти все. Так мы учимся не обесценивать свой труд, замечать рост и вдохновляться на новые достижения.
Пополнять портфолио. Чем больше разных олимпиад — тем круче для ребенка. Начиная от льгот в вузах, заканчивая просто визуальной историей: когда видно, что ребенок участвовал в 100 олимпиадах или в 10 крупных международных. Это повышает статус ученика при поступлении, в школе, на работе и может сыграть на руку при получении гранта или где-то еще.
Например, в Сочи есть центр для одаренных детей «Сириус». Организаторы просматривают победителей олимпиад и приглашают их в лагерь, чтобы помогать развиваться — это тоже возможность проявить себя.
Развивать софт скиллс. Олимпиада позволяет развивать навыки эмоционального интеллекта в комплексе со знаниями. В школе это получается не всегда, а олимпиады, особенно междисциплинарные, дают комплексный подход: дети учатся переключаться, быстро решать разные кейсы.
В каких олимпиадах участвовать
На самом деле в любых. Сейчас есть множество олимпиад, федеральных и региональных, олимпиады внутри школ или между школами, олимпиады разных образовательных компании. Выбор огромный. Важно, что олимпиады для разных детей с разным уровнем знаний, подготовки и возможностей. В последние годы в России появляются олимпиады для детей с особыми образовательными потребностями, что показывает их необходимость и универсальность.В целом, у современных детей гораздо больше возможностей участвовать и проявлять себя, чем 5–10 лет назад.
Как привлечь ребенка олимпиадой, если он не хочет участвовать
Посмотрите в сторону разнообразия — ищите олимпиады нового формата: не те, где дети три часа сидят за партами и что-то пишут. А, например, олимпиады по робототехнике, где можно собрать своими руками робота, или по программированию или олимпиады по креативному, эмоциональному мышлению, где нужно в командах или одиночно что-то соорудить или придумать. Например, “Я люблю математику” от Яндекса или олимпиаду по английскому, информатике и математике “Навыки XXI века” от Skyeng и т/д.
Как и во всем, это вопрос поиска того, что будет интересно именно вашему ребенку, ведь все мы разные. Если ребенку интересно читать рэп или снимать влоги — найдите олимпиаду или конкурс, где он сможет потренироваться в такой форме. Важно его заинтересовать, дать попробовать вкус соревнования — а потом он втянется сам.
Помните, что олимпиады — это не только про академические знания, но и про все на свете: про преодоление себя, про эмоциональный интеллект, про личностные качества, которые нужно развивать в ребенке с самого детства. И тут уже не так принципиально, через какую область мы начинаем развивать эти навыки — все они пригодятся ребенку в будущем. Даже если это влог, само участие в подобных мероприятиях дает ребенку уверенность в себе, которую он потом сможет перенести и на экзамен по ЕГЭ и на сложный разговор с начальником.
В графике современного школьника не так уж много свободного времени: уроки, секции и кружки, домашка, подготовка к экзаменам. Но кому-то удаётся и в таком напряжённом ритме найти время на участие в олимпиадах. Наш блогер, учитель Анастасия Дурягина, рассказывает, зачем это нужно и без того загруженным школьникам.
Олимпиады и всевозможные конкурсы для школьников — это самый удобный и доступный образовательный лифт. Нажимаешь на кнопку — едешь на нужный этаж (допустим, выигрываешь олимпиаду) — берешь диплом (возможно, уже целое портфолио есть) и едешь в нужный тебе вуз. При этом победителей обычно бывает много: одно первое место, пара вторых и десяток третьих. Засчитывается любая победа в старших классах — с девятого по одиннадцатый.
Плюсы олимпиад
- Можно посоревноваться в своих знаниях, ведь олимпиадники изучают куда больше, чем их одноклассники в рамках школьного курса;
- Льготы при поступлении в вуз (если олимпиада всероссийская, а не на уровне школы);
- Перспектива путешествий — можно поехать на международные соревнования;
- Дополнительная возможность подготовиться к ЕГЭ/ОГЭ;
- На вузовских олимпиадах школьники могут проявиться себя, а это точно поможет им в дальнейшем обучении.
Минусы олимпиад
- Процесс отбора в финал олимпиады. Для этого нужно пройти через школьный, городской и областной этапы. Иногда бывает такое, что через школьный этап пройти сложнее, чем через областной, просто потому, что учителя хотят «продвинуть» определенного ученика, ставят ему более высокие баллы. А потом на городском или областном этапе он проваливается и дальше не проходит.
- Минобр устанавливает ограничения на количество участников в финальном этапе. Поэтому у организаторов не всегда есть возможность наградить столько талантливых ребят, сколько следовало бы.
- Специфика Всероссийской олимпиады в том, что задачи там не типовые, с изюминкой. Научиться с ними справляться, просто прорешав стандартный сборник или записавшись на платные курсы, нельзя.
Важные олимпиады для школьников
Олимпиады бывают от Министерства просвещения и от вузов. Министерство отвечает за главную Всероссийскую олимпиаду школьников. Она проводится по всем предметам среди учеников 4-11-х классов и дает льготы при поступлении. Всего школьнику нужно пройти 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Есть возможность принять участие в международной олимпиаде. Призерство и победа во Всероссийской олимпиаде школьников и международной олимпиаде дает преимущества при поступлении.
Вузы проводят собственные олимпиады, чтобы отобрать сильнейших учеников для себя. То есть школьники, удачно на них выступив могут получить льготы от вузов: от дополнительных баллов до зачисления по результатам олимпиады. Участвовать в подобных олимпиадах точно стоит тем, кто выбрал специальность и вуз, где ее преподают на высшем уровне.
Как принять участие в олимпиаде?
Надо выполнить всего 4 несложных шага:
2) Поучаствовать в школьном этапе олимпиады.
3) Узнать результаты у учителя.
Самые важные олимпиады, о которых стоит знать
- Олимпиада школьников «Ломоносов»
- Олимпиада «Высшая проба»
- Олимпиада школьников СПбГУ
- Олимпиада РАНХиГС и ИТМО
- Всероссийская олимпиада для школьников по математике и русскому
На официальных сайтах указаны сроки проведения олимпиад, надо не опоздать, чтобы подать заявку.
Полезные ссылки
1. Не надо впадать в панику и думать, что «я не знаю, я не смогу!». Лучше всего для начала успокоиться и прийти в себя с помощью простого дыхательного упражнения: делаешь глубокий вдох и выдох в два раза длиннее вдоха. Подыши так десять раз!
2. Сконцентрируйся. Хорошо помогает интенсивное растирание пальцев от периферии к центру: таким образом ты собираешься, стимулируешь ряд зон головного мозга, твое внимание концентрируется на том, что происходит в данную секунду с твоим телом.
3. Не забывай, что олимпиадные задачки — не просто школьная программа, а нечто сверх этого, и организаторы могут придумать что-то необычное. Может быть, ты не будешь готов к такому роду заданий! Не теряйся, делай то, что можешь!
4. Олимпиада не измеряет интеллект: она измеряет конкретные знания по конкретным вопросам в конкретный момент времени. А ещё у человека, кроме интеллекта, есть чувства, эмоции, переживания, творческое мышление. И ты молодец!
5. Не забывай, что твой результат и ожидания твоих учителей — это разные вещи. Они не имеют права требовать от тебя каких-то успехов, ты не должен оправдывать их ожидания. Единственный человек, который имеет право тебя оценивать, это ты сам! Я считаю, в олимпиаде очень важны не только знания и смекалка, но и везение. Согласны?
6. Олимпиады не всем подходят и не всем нравятся, и это нормально. Ты можешь попробовать себя в этом направлении, но может оказаться, что у тебя не подходящий для этого занятия склад характера, мышления, личности. И это не плохо, это значит, что ты просто другой человек.
7. Не забывай о том, что любая школьная олимпиада — это всего лишь проба пера, главные достижения в жизни все-таки несколько другие. Возможно, тут тебе повезет больше!
Не бойтесь участвовать в олимпиадах, ребята, даже если с первого раза не всё получится, это хороший опыт!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock / Kit8.net
У людей, имеющих отношение к школе, при слове «олимпиада» в голове вряд ли тут же возникает образ древнегреческих атлетов или милого олимпийского мишки. Все это уступает место интеллектуальным школьным соревнованиям. Куратор межрайонного совета директоров по проведению олимпиад Анна Кузнецова рассказала «Мелу» — для чего нужны олимпиады и конкурсы, которые ежегодно проводятся во всех российских школах.
Состязания во всех сферах жизни давно стали общим местом. И интеллектуальные соревнования, проводимые наряду со спортивными, известны историкам с самых давних времен. В 1896 году в Афинах прошли возрожденные Пьером де Кубертеном спортивные олимпийские игры, а за десять лет до этого в 1886 году в России начали проводиться конкурсы по решению задач. Настоящее олимпиадное движение началось уже в СССР, когда в 1934 году в Ленинграде и в 1935 в Москве — были организованы первые математические олимпиады для школьников, которые с тех пор проводятся ежегодно.
«На олимпиады могут приходить все, кто хотят — младшие и старшие, троечники и отличники, „физики“ и „лирики“. Ваши оригинальные идеи и нестандартное мышление помогут справиться с заданиями, а сама жизнь в этом удивительном мире — раскрыть свои таланты и расширить кругозор», — так приглашает к участию сайт Olimpiada.ru, на котором собрана информация о массе предметных олимпиад и конкурсов.
Для чего же нужны все эти многочисленные олимпиады и конкурсы, которые ежегодно проводятся во всех российских школах?
Поступление в вуз
Хотя основная задача, которую ставят перед собой организаторы предметных олимпиад, заинтересовать учащихся тем или иным предметом, всем известно, что главная причина массового внедрения олимпиад в школы — они стали единственной альтернативой ЕГЭ. Здесь опубликован список олимпиад разных уровней, которые дают льготы при поступлении.
Победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников получают возможность поступить без экзаменов в любой вуз на профильное направление по предмету олимпиады. При поступлении на непрофильное направление диплом засчитывается как 100 баллов за ЕГЭ по предмету.
Дипломы перечневых олимпиады (чаще всего это олимпиады, которые проводят сами вузы), надо подтверждать через сдачу ЕГЭ, то есть набрать на экзамене определенное количество баллов. Льготы при поступлении по таким олимпиадам вузы определяют самостоятельно: это может быть и поступление без экзаменов, и 100 баллов за ЕГЭ по предмету.
Интересным опытом поделилась студентка Сорбонны, выпускница лицея, где я преподаю. При поступлении в Сорбонну (не готова утверждать, что не распространяется и на другие европейские вузы) оказывается важным не количество баллов по ЕГЭ, а наличие как можно большего числа «корочек» и дипломов интеллектуальных соревнований — олимпиад и конкурсов.
Интересен для родителей и школьников будет и тот факт, что по новой редакции Положения об олимпиадах, результаты действуют четыре года, так что уже в 9 классе, а по некоторым предметам и в 8-м, можно «заработать» поступление в вуз.
Деньги
Победители Всероссийской олимпиады получают президентскую премию. Помимо этого, существуют олимпиады, проводимые благотворительными организациями и фондами, победители и призеры которых могут быть награждены грантами на обучение или денежными премиями.
Интерес
Вот уже восьмой десяток лет авторы олимпиадных заданий из кожи вон лезут, чтобы придумать что-то по-настоящему интересное и нестандартное, чтобы привлечь внимание ребят к настоящей жемчужине человеческой мысли — науке во всех ее ипостасях. Хотя олимпийские задания, особенно на школьном уровне, не выходят за рамки школьной программы, но могут и ее положения представить в весьма необычном свете.
Олимпиады отделения теоретической и прикладной лингвистики филфака МГУ, проводимые с 60-х годов прошлого века, участники разных поколений вспоминают как необычайно интересные праздники мысли. Они не давали ни денег, ни рейтинга, ни поступления, но сам процесс участия был очень интересным.
Кстати, если вы прошли на региональный или федеральный уровень той или иной олимпиады, есть вероятность, что вы попадете в крутую команду единомышленников. И с удивлением обнаружите, что «олимпиадники» — это не ботаны в очках, не расстающиеся с томами научных трудов, а очень интересные ребята, с кем можно «зажечь» на рок-концерте, придумать квест или сыграть на одной сцене.
Заключительные этапы проходят в разных городах России — чудесная возможность для насыщенного знаниями путешествия
Ну а дальше можно не останавливаться. Буквально на днях юный математик Ваня Фролов получил очередное золото на международной олимпиаде в Румынии, ранее он одерживал победы на олимпиадах в Китае, Казахстане, Таиланде.
Конечно, не стоит гнаться за такими рекордами, как у школьницы Анны Андреевой, которая несколько лет назад за один учебный год успела поучаствовать в 25 олимпиадах и победить в 13 из них, но попробовать свои силы хотя бы в одной можно. А вдруг в вас дремлет великий математик, физик или географ, а на обычных скучных уроках никто его и не пробует разбудить?
Внутреннее спокойствие
Этот пункт связан с вышеизложенными. Представляете, вы уже поступили, познакомились с кучей интересных людей, денег заработали, да еще и спать можете спокойно, пока все трясутся, как бы им не поставить случайно букву не в ту строчку.
Для чего нужны олимпиады учителям и школе
Очень часто пишут, что олимпиады учителям нужны куда больше, чем детям. В этом есть своя доля истины. С тех пор, как жизнь школы стала жестко регламентироваться по абсолютно всем параметрам (впрочем, такой школа была всегда, просто каждой эпохе свойственна своя регламентация), показатели успешности работы учителя стали измеряться в том числе и в победителях олимпиад.
Возможность повысить квалификационную категорию (читай — зарплату) значительно повышается у учителей, чьи ученики успешны в олимпиадах и конкурсах
А для школ рейтинг (а с ним и финансирование, и номинирование на гранты) формируется в том числе и из количества участников, призеров, победителей олимпиад, входящих в определенный перечень. И порой бывает даже обидно, что, придумывая новую интересную затею, в которой могут принять участие школьники разных организаций, первым вопросом у администрации встает: «А это влияет на рейтинг?» Вот олимпиады точно влияют. Участвуйте!
Победа в финале гарантирует поступление?
В целом, да. Вузы должны принимать победителя без экзаменов, достаточно лишь получить аттестат. Но это верно только для «направления, которое соответствует профилю олимпиады». А какое направление – профильное, решает каждый конкретный вуз самостоятельно. Допустим, с математикой все просто – олимпиада обеспечивает поступление на математические факультеты, но как учитывается ОБЖ, МХК или физкультура? Ответ можно получить только в приемной комиссии интересующего вуза.
При этом засчитывается победа именно в заключительном этапе, предыдущие могут добавить до 10 баллов к портфолио.
Как восьмиклассники попадают на финал? Можно ли участвовать за старший класс?
Можно. Только определиться надо сразу. Например, если школьник уже начал участвовать за 8 класс, то на региональный этап его не пустят. А если он с самого начала выполнял задания 9 класса, то может и до финала дойти. Кстати, в истории олимпиады был случай, когда в заключительном этапе участвовал четвероклассник! И он выполнял задания 9 класса, начиная со школьного этапа.
При подготовке к олимпиаде
- Подумай (или даже запиши на листочке), какие выгоды ты получаешь от участия в соревновании. Причем именно от участия, а не от победы: попробуй посмотреть на олимпиаду не с точки зрения «затащил или слил», а с позиции «поучаствовал или поучаствовал и получил приятный бонус в виде хорошего результата».
- Участие действительно дает множество плюсов. Во-первых, сама подготовка к соревнованию – это колоссальный опыт, тебя тренируют лучшие педагоги, ты получаешь дополнительное внимание учителей. Во время олимпиады ты, можно сказать, попадаешь в элитное общество: тебя окружают ребята твоего же уровня, у тебя есть возможность пообщаться со взрослыми, которые занимаются интересующими тебя вещами. А если речь идет еще и о выездном этапе, то можно не только подружиться со сверстниками из разных уголков страны, но и познакомиться с каким-то новым городом. И, конечно, олимпиада – это не какой-нибудь летний лагерь, ты здесь не ребенок, за которым нужно постоянно присматривать, а полноправный участник, который приехал показать, на что способен. Так что это еще и отличная возможность почувствовать себя самостоятельным.
- Не сравнивай себя с другими: сравнивай себя с собой же и старайся показать максимальный для себя результат. Выше головы, конечно, не прыгнешь, но попробовать всегда можно.
- Безусловно, олимпиада – это соревнование, но важно вступать в борьбу, а не в драку: видеть в других участниках достойных соперников, уважать то, что они тоже готовились и работали. И, в конце концов, именно здоровая конкуренция делает олимпиаду более захватывающей и дает тебе шанс проявить себя еще ярче, показать все свои качества, что невозможно сделать, если у тебя слабые противники.
- Поддерживай своих товарищей по команде. Хорошо, если это делает педагог, но ведь у него часто не хватает времени на всех. Так что стоит отбросить страх и стеснение и выразить свою поддержку вслух. Конечно, на олимпиадах, чаще всего, индивидуальный зачет, но, на самом деле, дружеская атмосфера внутри команды поможет каждому.
- Если тебе не хватает поддержки, ты не чувствуешь ее, то ты можешь обратиться к родителям, друзьям, педагогам и психологам. Для начала стоит просто поделиться с ними своими переживаниями, например, сказать: «Я очень нервничаю. Я боюсь, что если я плохо выступлю, то на меня будут ругаться в школе».
Как попадают из одного этапа в другой?
В первом этапе могут участвовать все желающие. На муниципальный приглашают тех, кто хорошо выступил на школьном, и тех, кто выиграл муниципальный этап в прошлом году. Аналогично на региональном и заключительном этапах.
При этом «хорошо выступил» – это не обязательно то же самое, что «стал победителем или призером». Порог, который нужно преодолеть на каждом из этапов, устанавливает его организатор: на втором этапе это муниципалитет, на третьем – регион, в финале – Минобрнауки.
- Допустим, ты посмотрел на задания и все они показались тебе слишком сложными. Не надо впадать в панику и думать, что «я не знаю, я не смогу!» Лучше всего для начала успокоиться и прийти в себя с помощью простого дыхательного упражнения: подышать животом. Делаешь глубокий вдох и выдох в два раза длиннее вдоха. Подыши так десять раз, скажи себе: «Все спокойно, олимпиада только начинается, еще ничего не произошло. Некоторые задания кажутся мне сложными, возможно, даже все. Что ж, тем интереснее будет с ними разобраться, попробую сделать то, что смогу». Даже если действительно все они слишком трудные, ты можешь повертеть их с разных сторон, потратить отведенные три часа на исследование, максимально глубоко проникнуть в суть этих заданий и отстраниться от всего, что будет после.
- На втором-третьем часу олимпиады приходит усталость. Тебе, возможно, кажется, что ты сделал все, что мог, ты опустошен и больше у тебя ничего не получится. В это время надо выйти в туалет, даже если нет такой необходимости, умыться прохладной водой, если чувствуешь, что засыпаешь, или теплой, если, наоборот, взбудоражен. Можно подвигаться, поприседать, ввести организм в тонус.
- Когда олимпиада подходит к концу и ты чувствуешь, что нужен последний рывок, чтобы все перепроверить, можно активировать себя с помощью нескольких простых упражнений. Например, хорошо помогает интенсивное растирание пальцев от периферии к центру: таким образом ты собираешься, стимулируешь ряд зон головного мозга, твое внимание концентрируется на том, что происходит в данную секунду с твоим телом. Еще один эффективный метод – это сильно натереть мочки ушей. Кроме того, ты можешь встать, походить, выйти из кабинета, попросить открыть форточку. Помни, что олимпиада проводится для тебя и главное тут – это твои потребности, не надо стесняться.
С какого возраста можно принимать участие?
Начинать участвовать можно уже с 4-5 класса. При этом для разных этапов возрастные ограничения отличаются. На муниципальном этапе задания предназначены для 7 класса и старше, а начиная с регионального — для 9–11 классов.
Как устроена олимпиада
В олимпиаде четыре этапа и все они проходят очно. Первый этап обычно проводится в школе своими же учителями. Второй этап – муниципальный, в нем соревнуются между собой школьники всего района. На третий уже собираются лучшие школьники региона. А четвертый, заключительный этап – это финал олимпиады, на каждый предмет приезжают 200-300 сильнейших олимпиадников со всей страны.
Чаще всего туры олимпиад письменные, но чем «старше» этап, тем больше появляется новых форматов по разным дисциплинам. Например, по химии, физике и биологии – экспериментальные туры, по языкам – устные, по географии – полевой тур и так далее.
Кто придумывает задания?
Тот же, кто определяет критерии отбора на следующий этап. Для школьного этапа задания составляет район, для муниципального – область, а для регионального и заключительного – Минобрнауки. Задания школьного этапа должны быть одинаковые для всего района, задания муниципального – единые для всей области, а задания регионального – одни и те же для всей страны.
В какие сроки проводится олимпиада?
Школьный этап проходит в начале учебного года (в сентябре-октябре). Конкретные даты олимпиад устанавливает сама школа, так что не пропустите начало! Ведь если вы не выигрывали более старшие этапы в прошлом году, то без школьного этапа вас на них не пустят! Дальше план такой: в ноябре-декабре проходит муниципальный этап, в январе-феврале – региональный, а в марте-апреле – заключительный.
- Не надо отождествлять себя со своим результатом. Многие люди рассуждают так: «Я – это мой интеллект, а мой интеллект – это мой результат». Следуя этой логике, если плохо выступил на олимпиаде, значит, ты ноль. Но это неправда. Во-первых, олимпиада не измеряет интеллект: она измеряет конкретные знания по конкретным вопросам в конкретный момент времени. Во-вторых, у человека кроме интеллекта есть еще чувства, эмоции, переживания, есть творческое мышление.
- Проанализируй свое выступление на олимпиаде и подумай, как сделать так, чтобы в следующий раз было лучше. Основательно подойди к подготовке: структурируй всю информацию, которую ты должен освоить, создай таблицу с отметками: какие темы уже пройдены, а какие – еще нет. Составь когнитивную карту: распиши всю систему знаний в рамках своего предмета и найди, в каких направлениях у тебя пробелы, определись с планом занятий.
- Часто ребята говорят: «Я так хотел сделать подарок школе, все так ждали моей победы, это так важно для меня!». Это неверный, нездоровый подход. Не забывай, что твой результат и ожидания твоих учителей – это разные вещи. Они не имеют права требовать от тебя каких-то успехов, ты не должен оправдывать их ожидания. Единственный человек, который имеет право тебя оценивать, это ты сам. И, как уже говорилось, в олимпиаде очень важны не только знания и смекалка, но и везение.
- Помни о том, что олимпиады не всем подходят и не всем нравятся, и это нормально. Ты можешь попробовать себя в этом направлении, но может оказаться, что у тебя не подходящий для этого занятия склад характера, мышления, личности. И это не плохо, это значит, что ты просто другой человек. Например, олимпиады в большинстве своем сейчас нацелены именно на ребят, которые обладают большим объемом знаний, а творческих заданий в них не всегда много.
- Не забывай о том, что любая школьная олимпиада – это всего лишь проба пера, главные достижения в жизни все-таки несколько другие. Возможно, тут тебе повезет больше!
По каким предметам проводится олимпиада
Она проводится по 24 предметам. При этом олимпиады проходят, в том числе, и по некоторым дисциплинам, не входящим в программу: например, по астрономии, экономике, всевозможным иностранным языкам. Так что всегда есть возможность найти себе олимпиаду по душе.
Если без экзаменов принимают только победителей и призеров заключительного этапа, стоит ли вообще в этом участвовать?
Как минимум стоит попробовать. Хорошо составленный школьный этап замечательно подходит для знакомства с миром олимпиад. А если учитель его еще и качественно проверил и объяснил ошибки, то это принесет реальную пользу и, возможно, откроет предмет с совершенно новой стороны.
- Чтобы меньше волноваться во время объявления баллов или конечных результатов, нужно быть абсолютно уверенным, что ты сделал все, что в твоих силах, ты ничего не мог изменить. А для этого на туре нужно работать, сосредоточиться на заданиях, а не думать, что же там будет потом.
- Как только ты узнал свои баллы, хорошо побыть какое-то время одному. Например, посмотреть свой результат и пойти прогуляться или закрыться в номере, просто переварить эту информацию. Тут у каждого свои приемы: можно что-то нарисовать, можно выместить свою агрессию и, например, порвать какую-нибудь газетку. Если ты чувствуешь, что у тебя эйфория, то можно побегать-попрыгать. Главное, дать выход своим эмоциям.
- Проанализируй, о чем говорит твой результат. Допустим, тебе кажется, что у тебя нет шансов на победу: подумай о плюсах и минусах, которые есть в этой ситуации. И тут стоит сосредоточиться на том, что плюсы действительно существуют, и не потому, что ты не выиграл, а потому, что ты участвовал. Это, опять же, уникальный опыт, новые друзья, впечатления от путешествия в новый город.
- Помни о том, что олимпиада – это отчасти все-таки случай, некое стечение обстоятельств. Попались такие задания, а могли попасться другие. Ты был в таком состоянии, а мог быть и в другом. Сделать все невозможно, нельзя быть на 100% готовым к соревнованию. Нужно не забывать: специфика олимпиад в том, что это не просто школьная программа, а нечто сверх этого, и организаторы могут придумать что-то необычное. Например, в этом году на финальном этапе всероссийской олимпиады по МХК были задания, которые касались мира Гарри Поттера и Властелина Колец. И для многих детей это стало отдушиной, помогло пережить неудачное выступление. Они нашли выход своим эмоциям: «Как это, олимпиада по мировой художественной культуре, и тут задания не про Станиславского и Дега, а про Хогвартс», им это показалось смешным и нелепым, появились шутки в духе «Я провел 35 часов в Третьяковке, но не перечитал “Гарри Поттера”». И ребят никто не останавливал, потому что было понятно: таким образом им проще пережить свое поражение.
- После объявления результатов, как правило, участники разъезжаются не сразу, им приходится все равно общаться друг с другом еще какое-то время, поэтому хорошо, если организаторы проведут этот этап разумно. Например, в прошлом году на финале всероса по химии сначала выдали дипломы, а потом была церемония закрытия и представление. Ребята сидели в темном зале и у каждого была возможность остаться наедине с собой и пережить то, что только что произошло, успокоиться.