Филолог | Олимпиадные задания (муниципальный уровень) 8 класс

Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по русскому языку

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
  3. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
  4. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
  5. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
  6. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа публикуются на сайте Минпросвещения России. На русском языке они обычно выпадают на середину-конец января.
  7. Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения утверждается и публикуется региональным организатором.
  8. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  9. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  10. Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!

Олимпиада по русскому языку (8 класс) — документ

Олимпиада
по русскому языку (8 класс)

1. В каких словах предложения
Дети мои милые, возьмите
себе по стреле, натяните тугие луки
и пустите в разные сторонывозможны иные ударения?
Почему невозможно другое ударение в
слове НАТЯНИТЕ.

2. Можно ли, не изменяя ни одного
звука, изменить род существительного
ГРУСТЬ, а существительные СЪЕЗД, ЛЕСТЬ,
ПЯДЬ превратить в другие части речи.

3. Каждое слово замените
контекстуальным антонимом и получите
известные фразы:

Искусство проигрывать; с
грохочущего мелководья ангелы убегают;
во дворе мух ловили; смолчал, но со
светлой поляны волка не поволок.

4. Какие из приведённых ниже
слов этимологически родственны?
Аргументируйте свой ответ.
СОКРОВИЩЕ, КРОВАВЫЙ, КРЫШКА,
ПОКРЫВАЛО, УКРЫТИЕ, КРЫЛО.

5. Загадано предложение, состоящее
из четырёх слов

  1. Одно из
    слов в зашифрованном предложении – то
    же слово, что и обстоятельство цели
    (зачем? с какой целью?) в предложении:

Несмотря на жестокое сопротивление
матушки, отец отослал меня учиться в
петербургский университет буквально
через две недели после моего
шестнадцатилетия.

  1. Другое вы
    узнаете, если возьмете корень от слова
    УГОДЬЯ, приставку- от слова БОЕПРИПАСЫ,
    последний суффикс от слова РАЗЫГРАВШИЙСЯ,
    ещё один суффикс – пропущенная буква
    в слове ВЫГЛЯД…ШЬ – и составьте из них
    глагол. В зашифрованном предложении
    этот глагол стоит в форме будущего
    времени 3 лица единственного числа.

  2. Следующее
    слово состоит из шести звуков:

Первый звук – это 5-ый звук слова
ВЕРЁВКА

Второй звук – это последний звук
слова ГОЛУБЬ

Третий звук – это четвертый звук
в слове ЯЩЕРИЦА

Четвертый звук – это 6-ой звук
в слове ЯНВАРЬ

Пятый звук – это второй звук в
слове ЁЛКА

Шестой звук дважды встречается
в слове ОТЪЕЗД.

  1. Четвертое
    слово может быть: ФИЛЬКИНА…, ПОХВАЛЬНАЯ…,
    КИТАЙСКАЯ…, НОТНАЯ… Поставьте его в
    дательном падеже единственного числа.

  1. Недавно
    в городскую библиотеку поступило 78498
    новых книг. Со сколькими новыми книгами
    могут познакомиться читатели библиотеки?

7.
В каких из перечисленных слов пишутся
двойные согласные?
Артил…ерия,
гал…ерея, драм…атический, гум…анизм,
кол…ичество, кавал…ерия, пьес…а,
интел…ект, дрож…и.

8. Обозначьте прописной буквой
правильное ударение в следующих словах.
Укажите случаи, когда допустимы несколько
вариантов постановки ударения. Назовите
стилистические и смысловые различия
между вариантами.

Апостроф,
бутик, вальдшнеп, вероисповедание,
гусеница, догмат, донельзя, древко,
дремота, запасник, знамение, избалованный,
клала, козлы, коклюш, лассо, насадит,
новорожденный, обнаружение, оркестровый,
откупорить, петля, плато, сливовый,
созыв, украинский, умно, ходатайствовать,
юродивый.

9. Замените заимствованные
слова русскими синонимами.

Традиция, актуальный, банкротство,
триумф, атлет, шеф, финал.

10. Сколько словообразовательных
цепочек можно составить из следующих
слов? Запишите их.

Дружный, дружба, недружно, друг,
по-дружески, дружить, дружок, дружно,
друже-ский, подружиться, недружный,
дружочек.

11. Найдите и исправьте
грамматические ошибки. Укажите случаи,
когда допустимы несколько вариантов.

Олимпийское Сочи, далекое Осло,
вечерние Хельсинки, загадочный Токио,
густонаселенный Гродно, широкое Лимпопо,
солнечный Брешиа, старинное Брюгге,
забытые Заветы Ильича (колхоз), неспокойный
Онего, прибрежное Турку, подмосковные
Химки, красивый Шираз, мглистый Осака,
независимый Гаити.

12. Образуйте форму родительного
падежа множественного числа
существительных женского рода 1-го
склонения.

  1. Метла,
    копна, кочерга, серьга, вожжа, гостья,
    западня, полотенце, блюдце, туфля, тюль,
    мечта.

13. Это упражнение
лучше выполнять стоя,
чем лёжа на
спине или в положении сидя.

Какими частями речи являются
подчёркнутые формы? Какими членами
предложения они являются? Какие
наблюдения, касающиеся истории образования
частей речи, вы можете сделать на этом
основании?

14.

Найдите такое словосочетание, в котором
грамматическое значение было бы «предмет
и его признак», а связь между зависимым
и главным словом – управление.

1) Серебряная
нить; 2) бежать быстро; 3) тёплый ветер;
4) пальто из драпа.

15. Каким членом предложения
является глагол в неопределѐнной форме
в следующих предложениях?

А) Друзья побежали на
море купаться.

Б) Была последняя надежда – с
наступлением ночи прорваться в степь.

В) Учиться – дело непростое.

Г) Я дал себе слово, во что бы то
ни стало помочь другу.

Д) Мы будем работать, всѐ стерпя…
(В. Маяковский)

Е) А завтра
снова мир залить вставало солнце ало…
(В. Маяковский)

16.
Найдите и исправьте речевые и грамматические
ошибки:

А. В этом стихотворении выполняют
большую роль метафоры и эпитеты.

Б. Войдя в зал, меня поразил
огромный портрет в золочёной раме.

В. Пассажир обязан оплатить за
проезд и провоз багажа.

Ответы
и баллы

Олимпиада
по русскому языку

8 класс

Задание 1
(3балла)

В каких словах
предложения Дети мои милые,
возьмите себе по стреле, натяните тугие
луки
и пустите
в разные стороны
возможны
иные ударения? Почему невозможно другое
ударение в слове НАТЯНИТЕ.

***( В словах
пУстите- пустИте, стОроны-сторонЫ. В
слове НАТЯНИТЕ при другом ударении
писалось бы Е (натЯнете)

Задание 2 (4 балла)

Можно ли , не
изменяя ни одного звука , изменить род
существительного ГРУСТЬ, а существительные
СЪЕЗД, ЛЕСТЬ, ПЯДЬ превратить в другие
части речи.

***( Можно, ГРУЗДЬ,
СЪЕСТ, ЛЕЗТЬ, ПЯТЬ)

Задание 3 (4
балла)

Каждое слово
замените контекстуальным антонимом и
получите известную фразу:

Искусство
проигрывать, с грохочущего мелководья
ангелы убегают, во дворе мух ловили,
смолчал, но со светлой поляны волка не
поволок.

***Наука побеждать;
в тихом омуте черти водятся; по улицам
слона водили; сказал и в тёмный лес
ягненка уволок.

Задание 4 (3
балла)

Какие из
приведённых ниже слов этимологически
родственны? Аргументируйте свой ответ.
СОКРОВИЩЕ, КРОВАВЫЙ, КРЫШКА,
ПОКРЫВАЛО, УКРЫТИЕ, КРЫЛО.

***СОКРОВИЩЕ-от
скрыть, крыть, крою(то, что скрыто); КРЫШКА
– от крыть, накрыть(то, чем укрывают);
ПОКРЫВАЛО – от покрыть, покрывать(то,
чем покрывают); УКРЫТИЕ – от крыть,
укрыть(то, где укрываются от чего-нибудь)
. Слово КРОВАВЫЙ происходит от слова
КРОВЬ, а КРЫЛО по-славянски КРИЛО,
происходит от древнего праславянского
корня, не родственного слову КРЫТЬ

Задание 5 (6
баллов)

Загадано
предложение , состоящее из четырёх слов

  1. Одно из слов
    в зашифрованном предложении – то же
    слово, что и обстоятельство цели (зачем?
    с какой целью?) в предложении:

Несмотря
на жестокое сопротивление матушки,
отец отослал меня учиться в петербургский
университет буквально через две недели
после моего шестнадцатилетия.

  1. Другое вы
    узнаете, если возьмете корень от слова
    УГОДЬЯ, приставку- от слова БОЕПРИПАСЫ,
    последний суффикс от слова РАЗЫГРАВШИЙСЯ,
    ещё один суффикс – пропущенная буква
    в слове ВЫГЛЯД…ШЬ – и составьте из них
    глагол. В зашифрованном предложении
    этот глагол стоит в форме будущего
    времени 3 лица единственного числа.

  2. Следующее
    слово состоит из шести звуков:

Первый
звук – это 5-ый звук слова ВЕРЁВКА

Второй
звук – это последний звук слова ГОЛУБЬ

Третий
звук – это четвертый звук в слове ЯЩЕРИЦА

Четвертый
звук – это 6-ой звук в слове ЯНВАРЬ

Пятый
звук – это второй звук в слове ЁЛКА

Шестой
звук дважды встречается в слове ОТЪЕЗД.

  1. Четвертое
    слово может быть : ФИЛЬКИНА…, ПОХВАЛЬНАЯ…,
    КИТАЙСКАЯ…, НОТНАЯ… Поставьте его в
    дательном падеже единственного числа.

*** (Грамоте
учиться – вперёд пригодиться)

Задание 6 (2
балла)

Недавно в городскую библиотеку
поступило 78498 новых книг. Со сколькими
новыми книгами могут познакомиться
читатели библиотеки?

*** с семьюдесятью восемью (восьмью)
тысячами четырьмястами девяноста
восемью (восьмью).

Задание 7 (3
балла)

В каких
из перечисленных слов пишутся двойные
согласные?
Артил…ерия,
гал…ерея, драм…атический, гум…анизм,
кол…ичество, кавал…ерия, пьес…а,
интел…ект, дрож…и.

***Артиллерия,
интеллект,
дрожжи.

Задание
8 (0,5 балла за каждый правильный ответ)

Обозначьте
прописной буквой правильное ударение
в следующих словах. Укажите случаи,
когда допустимы несколько вариантов
постановки ударения. Назовите
стилистические и смысловые различия
между вариантами.

Апостроф,
бутик, вальдшнеп, вероисповедание,
гусеница, догмат, донельзя, древко,
дремота, запасник, знамение, избалованный,
клала, козлы, коклюш, лассо, насадит,
новорожденный, обнаружение, оркестровый,
откупорить, петля, плато, сливовый,
созыв, украинский, умно, ходатайствовать,
юродивый.

***апострОф,
бутИк, вАльдшнеп, вероисповЕдание,
гУсеница, дОгмат, донЕльзя, дрЕвко,
дремОта, запАсник (хранилище) и запаснИк
(военнослужащий запаса), знАмение,
избалОванный, клАла, кОзлы (сиденье для
кучера; подставка) и козлЫ (мн. ч. от
козёл), коклЮш, лассО, насАдит (насАдит
топор на топорище) и насадИт (насадИт
ложные идеи), новорождЁнный, обнарУжение
и обнаружЕние (варианты равноправны),
оркестрОвый, откУпорить, пЕтля и петлЯ
(варианты равноправны), платО, слИвовый,
созЫв, украИнский, умнО, ходАтайствовать,
юрОдивый.

Задание
9 (4 балла)

Замените заимствованные слова
русскими синонимами.

Традиция, актуальный, банкротство,
триумф, шеф, финал.

***обычай, важный, разорение,
победа, начальник, завершение.

Задание 10(3 балла )

Сколько словообразовательных
цепочек можно составить из следующих
слов? Запишите их.

Дружный, дружба, недружно, друг,
по-дружески, дружить, дружок, дружно,
дружеский, подружиться, недружный,
дружочек.

***1. Друг-дружный-дружно-недружно

2. Друг-дружок-дружочек

3.Друг-дружить-подружиться

4.Друг-дружеский-по-дружески

5.Друг-дружба

Задание 11( 0, 5 балла за каждый
правильный ответ)

Найдите и исправьте грамматические
ошибки. Укажите случаи, когда допустимы
несколько вариантов.

Олимпийское Сочи, далекое Осло,
вечерние Хельсинки, загадочный Токио,
густонаселенный Гродно, широкое Лимпопо,
солнечный Брешиа, старинное Брюгге,
забытые Заветы Ильича (колхоз), неспокойный
Онего, прибрежное Турку, подмосковные
Химки, красивый Шираз, мглистый Осака,
независимый Гаити.

***
олимпийские Сочи и олимпийский Сочи
(город); далекий Осло (город); широкая
Лимпопо (река); солнечная Брешиа (город
и провинция); старинный Брюгге (город);
неспокойное Онего (озеро); прибрежный
Турку (город); независимая Гаити (страна)
и независимое Гаити (государство).
Остальные словосочетания в задании
написаны без ошибок.

Примечание:
вариант ответа независимый Гаити не
засчитывался в качестве правильного,
поскольку существительное мужского
рода Гаити – это название острова, на
котором расположены два государства:
Гаити и Доминиканская Республика. По
этой причине выражение независимый
(остров) Гаити некорректно.

Задание 12 (0, 5 балла
за каждый правильный ответ)

Образуйте форму родительного
падежа множественного числа
существительных женского рода 1-го
склонения.

  1. Метла,
    копна, кочерга, серьга, вожжа, гостья,
    западня, полотенце, блюдце, туфля, тюль,
    мечта.

***Мётел, копён, кочерёг, серёг,
вожжей, гостий, западней, полотенец,
блюдец, туфель, тюлей, мечтаний

Задание 13 (0, 5 балла
за каждый правильный ответ)

Это упражнение лучше выполнять
стоя, чем лёжа
на спине или в положении сидя.

Какими частями речи являются
подчёркнутые формы? Какими членами
предложения они являются?

***Лёжа в данном предложении —
деепричастие, стоя и сидя — наречия (по
происхождению деепричастные). Стоя и
лёжа в данном предложении являются
обстоятельствами образа действия, а
сидя — определением.

Задание 14( 1 балл)

Найдите
такое словосочетание, в котором
грамматическое значение было бы «предмет
и его признак», а связь между зависимым
и главным словом – управление.

1) Серебряная
нить; 2) бежать быстро; 3) тёплый ветер;
4) пальто из драпа.

*** пальто из драпа

Задание 15 (0, 5 балла
за каждый правильный ответ)

Каким членом предложения
является глагол в неопределѐнной форме
в следующих предложениях?

А) Друзья побежали на
море купаться.

Б) Была последняя надежда – с
наступлением ночи прорваться в степь.

В) Учиться – дело непростое.

Г) Я дал себе слово, во что бы то
ни стало помочь другу.

Д) Мы будем работать, всѐ стерпя…
(В. Маяковский)

Е) А завтра
снова мир залить вставало солнце ало…
(В. Маяковский)

***А)
обстоятельство цели

Б)
определение

В)
подлежащее

Г)
определение

Д)
составное глагольное сказуемое

Е)
обстоятельство цели

Задание 16 (0, 5 балла
за каждый правильный ответ)

Найдите
и исправьте речевые и грамматические
ошибки:

А. В этом стихотворении выполняют
большую роль метафоры и эпитеты.

Б. Войдя в зал, меня поразил
огромный портрет в золочёной раме.

В. Пассажир обязан оплатить за
проезд и провоз багажа.

***
А. В этом стихотворении большую роль
играют метафоры и эпитеты.

Б. Когда
я вошёл в зал, меня поразил огромный
портрет в золочёной раме.

В. Пассажир
обязан оплатить проезд и провоз багажа.

Филолог | олимпиадные задания (муниципальный уровень) 8 класс

О Л И М П И А Д А

                          по русскому языку

                              8 класс

            Юный друг!

   Перед тобой олимпиадные задания по русскому языку.

Олимпиада состоит из 3 частей: первая включает вопросы по всему курсу русского языка; вторая – задания по материалу, изученному в 8 классе; третья – творческое задание.

Самый высокий балл, который ты можешь набрать, — 50:

1 часть – 22б;

2 часть – 15б;

3 часть – 13б;

Будь вдумчив, сосредоточен. Олимпиада – возможность проверить свои знания. Удачи тебе!

Часть 1.

  1. Прочитайте текст и выполните задания 

Дождик прошел по садовой дорожке,

Капли на ветках висят, как сережки

Тронешь березку – она встрепенется

И засмеется До слез засмеется

Дождь прошуршал по широкому лугу,

Даже цветы удивились друг другу.

А) Сколько в этом тексте предложений, ответ запиши цифрой  (2б)

Б) Сколько  в этих предложениях звуков [ш], [ц], [c`]?      (3б)

В) Сколько слов в переносном значении? Назовите их.    (по1б)

2.Определите тип сочетания слов (Соедините цифру с нужной буквой) (2б)

1) Брат и сестра                                 а) предложение

2) большая корзина яблок                б) словосочетание

3) идет снег                                        в) фразеологизм

4) пальчики оближешь                      г) однородные члены

5) среди травы                                    д) сочетание предлога со

                                                               знаменательным словом

3.В каком слове есть суффикс –ан- ?          (1б)

 Доказано                                             карманный

 Вязаный                                              кожаный

4.Какие слова транскрибируются следующим образом :

[кампан`ий`а], [старажыл], [грус`т`]?     (3б)

5.Произведите морфемный разбор глаголов: носите, просите, положите. 

Какую особенность вы заметили? (3б)

6, Укажите ошибку в определении морфологических признаков

а) смеющийся – действительное причастие , несов. вида, наст. времени;

б) благодаря (за приглашение) – производный предлог;

в) поднявшись – деепричастие сов. вида, возвратное;

г) по-осеннему (холодно) – наречие;    (1б)

7. Найдите правильный вариант:

             ходить как в воду окунутый;

             мчаться сломив голову;

             кануть в лето;

             взять львиную долю.              (1б)

8. В каком столбике правильно расставлены ударения:

     1) зво`нишь                             2) звони`шь

         принуди`ть                              прину`дить

         шарфы`                                    ша`рфы

         облегчи`ть                               обле`гчить        (1б)

Часть2

9. С чем нельзя согласиться?

Грамматическая основа предложения может состоять

            А) из подлежащего;

            Б) из дополнения и сказуемого;

            В) из подлежащего и сказуемого;

            Г) из сказуемого и обстоятельства             (2б)

10. В каком предложении стоит тире:

            а) Бывают растения – хищники.

            б) Эти ребята – романтики.

            в) Это известный художник – портретист.

            г) Курсанты – выпускники шефствовали над первокурсниками. (1б)

11. Найдите подлежащее в предложении:

Утюг починить сумеет каждый из нас.     (1б)

12. Хотите на время побыть учителем? Найдите ошибки в тексте, выпишите  слова в исправленном виде и графически объясните орфограммы

   Ростение это многим людям кажется безполезным, неинтересным. В обиходе и называют его чаще всего неправильно. Одни нарекли его камышом, другие – тросником. А он хоть и соседствует на балоте с камышом да тросником, но не преходиться им даже родственником. Рогозовые семейство обособленное, в нем всего один род и двадцать видов.

   В нашей стране встречается семь видов рогоза.

( по 1б за правильно написанное и объясненное слово)

13. Выпишите из предыдущего текста односоставное предложение, укажите его вид. (1б)

14.Выпишите слова, которые имеют одну падежную форму. Определите тему этих слов.

Пейзаж, вокзал, дзюдо, фамилия, самбо, пьеса, рефери, молодежь, каратэ, тетрадь.  (2б)

Часть 3.

15.Напишите сочинение – рассуждение «Спорт помогает в жизни»

Ключи к проверке

                          Русский язык.  8 класс.

Часть1.

  1. 4 предложения (1б)

     [ш] – 7, [ц] – 4, [с`] – 3 (3б)

     5 ( прошел, прошуршал, встрепенется, засмеется, удивились)

  1. 1 – г, 2 – б, 3 – а, 4 – в, 5 – д.(5б)
  2. кожаный (1б)
  3. кампания, компания; старожил, сторожил; грусть, груздь.(3б)
  4. Все глаголы могут относиться к изъяв. наклонению (окончание –ите), и повелительному наклонению (суффикс –и-, окончание –те) (3б)
  5. б – благодаря – деепричастие (1б)
  6. взять львиную долю (1б)
  7. во 2 (1б)
  8. б,  г (2б)
  9.  б – ребята – подлежащее, романтики – сказуемое.
  10. каждый из нас (1б)
  11.  Растение, бесполезным, тростником,  болоте, приходится, рогозовое семейство, обособленное. Слов – 7, ошибок – 8, приходится – 2 ошибки. (8б)
  12. В обиходе и называют его чаще всего неправильно. – неопределенно-личное предложение, т.к. лицо не определено, глагол – сказуемое (называют) стоит в 3л мн.ч. (1б)
  13. Дзюдо, самбо, рефери, каратэ – несклоняемые. Все они на тему – спорт (2б)
  14. .Критерии оценки. (13б)

1)    соответствие типу текста (рассуждение) -1б

2)    доказательность (1б)

3)    логичность – 1б

4)    композиционная стройность – 1б

5)    выразительность – 1б

6)    своеобразие речи  — 2б

7)    грамотность – 6б (2 2 2)

          Итого:         50 баллов.

Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.

Оцените статью
Олимпиада