Олимпиада по русскому для 11 класса

1 этап

№1. Одно из стихотворений Марины Цветаевой, посвящённое её современнику, великому русскому поэту начала ХХ века, начинается такими строками:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке,

Одно-единственное движение губ,

Имя твоё – пять букв…

Кому посвятила М.И. Цветаева это стихотворение? Напишите 5 букв, о которых говорится в стихотворении. Согласны ли вы, что при произнесении этой фамилии происходит лишь одно «движение губ»? Укажите, сколько звуков в этой фамилии, и по возможности опишите движения органов речи при произнесении каждого из них.

№2. Прочитайте стихотворение-«азбуку» В.Я. Брюсова «Июльская ночь».

Алый Бархат Вечереет,                                      Улетели Феи  Холить

Горделиво Дремлют Ели,                                  Царство Чары Шаловливой,      

Жаждет Зелень  — И iюль                                   Щебет Ѣдких Эпиграмм…

Колыбельной  Лаской  Млеет…                         начинаетЪ снЫ неволитЬ,

Нежно Отзвуки  Пропели…                                мVро льёт нетерпеливый

Разостлался Синий Тюль.                                 Юга Ясный θимиам. 

Назовите буквы, которые 1) исключены из состава современного русского алфавита, 2) сохранились в современном алфавите, но утратили первоначальное значение, 3) есть в современном алфавите, но не названы в стихотворении.

№3. Перед вами текст, состоящий из непонятных слов, но составленный по законам русского языка. Дайте свой вариант его «перевода». Объясните, что помогло вам при подборе слов.

Бренцало. Хрюбенькие кувычики дрюмко буркотались и зюнзели. Земко кляснула хлявая кумка, дмыхнул морк, и буры закунялись.

№4. Внимательно прочтите отрывок из романа А.Н. Толстого «Пётр Первый».

«Над пожарищем  распалось небо, и видима стала твердь стеклянная и престол, стоящий на четырех животных, на престоле сидящий Господь, ошую и одесную – дважды по двунадесят старцев  и  херувимы  окрест его…»

Какой частью речи являются выделенные слова? Замените их современными синонимами.

Ошую — …   . Одесную — …   .

№5. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте свой выбор.

Леса лысы.

Леса обезлос..ли.

Леса обезлес..ли.

В. Хлебников

№6. В слове мороз пять звуков. Сколько раз используется каждый из этих звуков в пословице:

Семь раз примерь, один – отрежь?

№7. Подберите к каждому слову русские синонимы.

Апломб, атрофия, инспирировать, корректный, манипулировать, наркотический, санкция, фиксация.

№8. Обозначьте морфемный состав слов дороговизна, дешевизна. Объясните, как образованы эти слова. В чём отличие этих слов от других существительных на –изна?

2 этап

№1. Каково происхождение слова культура? В одном или разных значениях употребляется это слово в выражениях мировая художественная культура, культура речи, зерновая культура?

№2. Укажите источники фразеологизмов, дайте им толкование, придумайте с ними предложения.

Нищие духом, блудный сын, ничтоже сумняшеся, нет пророка в своём отечестве, влить молодое вино в старые мехи.

№3. Проведите морфемный анализ и сравните значение, морфемный состав глаголов в парах раздеться – разодеться; раскрасить – разукрасить. Являются ли слова в парах однокоренными? Одинакова ли значение приставки раз- (рас-)?

№4. Распределите данные слова на словообразовательные типы, учитывая, что к одному типу в словообразовании относятся слова, образованные от одной и той же части речи, с одним и тем же словообразовательным аффиксом и одинаковым словообразовательным значением.

Стрелок, кипяток, обломок, лоскуток, желток, белок, ездок, моток, ходок, обрезок, пинок, игрок, кивок, дичок, ветерок, отпечаток, язычок, бросок, уголок, брелок.

№5. Напишите два мини-сочинения, в научном и художественном стиле, на одну из предложенных тем:

1) Гроза. 2) Море.

№6. В описаниях поз и мимики человека в прошлом часто использовались древние названия букв славянской азбуки, например:

У нея ротик фитою. Станет фертом, ноги-то азом распялит. Там я барыней пройдуся, фертом в боки подопруся. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу.

Названия каких букв встречаются в данных предложениях? Напишите эти буквы. Какие звуки они обозначали? Каких букв нет в современном алфавите и почему?

№7. Какую роль играют выделенные слова в следующем фрагменте текста?

Я засыпаю в натопленной жарко детской. Приходят сны, лёгкие, розовые сны. Розовые, как верно, Обрывки их ещё витают в моей душе. И милый Горкин, и царь Соломон – сливаются. Золотая корона, в блеске, и розовая рубаха Горкина, и старческие розовые щёки, и розовенький платок на шее.

Ответы

Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по русскому языку

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
  3. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
  4. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
  5. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
  6. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа публикуются на сайте Минпросвещения России. На русском языке они обычно выпадают на середину-конец января.
  7. Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения утверждается и публикуется региональным организатором.
  8. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  9. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  10. Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!

Грамотность нуждается в постоянном развитии!

Русский язык является одним из самых сложных в мире, поскольку содержит множество исключений. Для того чтобы овладеть им в полной мере надо постоянно совершенствовать свои знания, то есть читать соответствующую литературу и проходить тестирования. Мы предлагаем обратить внимание на городской конкурс по русскому языку, который доступен в режиме онлайн.

Он соответствует ФГОС, поэтому школьникам будет интересно проверять свои знания именно таким способом. У нас нет проигравших или победителей. Участие совершено бесплатно. При желании можно заказать именной диплом, стоимость которого составляет сто рублей.

Зачем нужен документ? Его можно использовать для личного портфолио. Родители могут организовать получение диплома для своего ребенка в домашней, но праздничной обстановке для того, чтобы мотивировать школьника и дальше постигать новые вершины в учебе.

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.


Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

  1. Задание 1 из 10

    В 1833 году произошла памятная встреча Пушкина и Даля в Оренбургской губернии. Пушкин шёл дорогами Пугачёва, собирая материалы для “Капитанской дочки”. Даль сопровождал его. Он вспоминал оренбургские годы как “золотое время для заготовки слов”. Какое слово записал Даль во время своих путешествий, вошедшее и в «Капитанскую дочку» Пушкина?


    Правильно

    Юный Даль окончил Петербургский морской корпус и ехал служить на Черноморский флот. Сани легко катились по снежному полю. Ветер гудел. Ямщик, закутанный в тяжёлый тулуп, понукая лошадей, через плечо поглядывал на седока. Тот жался от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо. Ямщик ткнул кнутовищем в небо, пробасил, утешая:

    — Замолаживает…
    — Как это “замолаживает”?

    — Пасмурнеет, — коротко объяснил ямщик. — К теплу. Даль вытащил из кармана записную книжку, карандашик, подул на закоченевшие пальцы и вывел старательно: “Замолаживает, замолаживать — иначе пасмурнеть в Новгородской губернии, значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью”.


    Неправильно

    Юный Даль окончил Петербургский морской корпус и ехал служить на Черноморский флот. Сани легко катились по снежному полю. Ветер гудел. Ямщик, закутанный в тяжёлый тулуп, понукая лошадей, через плечо поглядывал на седока. Тот жался от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо. Ямщик ткнул кнутовищем в небо, пробасил, утешая:

    — Замолаживает…
    — Как это “замолаживает”?

    — Пасмурнеет, — коротко объяснил ямщик. — К теплу. Даль вытащил из кармана записную книжку, карандашик, подул на закоченевшие пальцы и вывел старательно: “Замолаживает, замолаживать — иначе пасмурнеть в Новгородской губернии, значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью”.

  2. Задание 2 из 10

    Все знают значение этой пословицы — она значит, что первая попытка в новом деле выходит неудачной. Но не так много людй знают о происхождении этой фразы. На Руси эта пословица писалась бы так: «первый блин комАм», через А. Но кто такие комы?

  3. Задание 3 из 10

    Культурные русские люди не матерятся, поскольку в России обильный мат всегда был маркером низших социальных классов. Однако если уж Вам приспичило выругаться, то давайте будем ругаться не как мертвые дети всемирной глобализации, а как настоящие русские люди! Серьезно. Что означает старинное ругательство “мухоблуд”?

  4. Задание 4 из 10

    Прежде чем понять, почему дни недели так называются, нужно сперва уяснить, что в старославянском языке (а у многих славянских народов – и по сей день) слово «неделя» имело отличное от современного значение. Так называли последний день седмицы (аналога современной недели), выходной, когда ничего «не делали». Отсюда, собственно, и его название — «неделя». Название какого дня недели означает «шабат»?

  5. Задание 5 из 10

    С 16 века уже использовались такие знаки: запятая, точка, точка с запятой, вопросительный знак. Несколько позднее появился восклицательный знак. В “Грамматике словенской” Мелетия Смотрицкого был использован новый знак – скобки, который в ту пору называли “вместным” знаком. Какой знак назывался «вместным»?

  6. Задание 6 из 10

    Часто мы употребляем так называемые крылатые фразы, даже не подозревая об их происхождении. Конечно, все знают: «А Васька слушает да ест» — это из басни Крылова, «дары данайцев» и «троянский конь» — из греческих сказаний о Троянской войне… Но многие слова стали настолько близкими и привычными, что нам даже в голову не может придти, кто сказал их первым. Что означает выражение «козёл отпущения»?

  7. Задание 7 из 10

    Виктор Гюго в 1862 году, находясь в отпуске, захотел узнать о реакции читателей на только что изданный роман «Отверженные» и послал своему издателю телеграмму из одного символа «?». Тот прислал в ответ телеграмму тоже из одного знака. Что это был за знак?

  8. Задание 8 из 10

    На одном из научных симпозиумов встретились четыре лингвиста: англичанин, немец, итальянец и русский. Ну и, естественно, заговорили о языках. Чей, мол, язык лучше, богаче, и какому языку принадлежит будущее? Какие доводы в защиту русского языка мог привести русский?


    Правильно

    Скажите, могли бы вы на своих языках составить небольшой рассказ с завязкой, с последовательным развитием сюжета, причём, чтобы все слова этого рассказа начинались с одной и той же буквы?». Это очень озадачило собеседников, и все трое заявили: «Нет, на наших языках это сделать невозможно». «А вот на русском языке вполне возможно, и я сейчас вам это докажу. Назовите любую букву», — сказал русский, обращаясь к немцу. «У вас в букву «П» очень часто посылают, докажите, что она не только матерная, но и прекрасная», — попросил немец.

    Пётр Петрович Петухов, поручик пятьдесят пятого Подольского Пехотного полка, получил по почте письмо, полное приятных пожеланий. «Приезжайте», писала прелестная Полина Павловна Перепелкина. «Поговорим, помечтаем, потанцуем, погуляем. Приезжайте, Пётр Петрович, поскорей». Петухову приглашение понравилось. Поезд прибыл после полудня. Принял Петра Петровича почтеннейший папаша Полины Павловны, Павел Пантелеймонович. «Пожалуйста, Пётр Петрович, присаживайтесь поудобнее», — проговорил папаша. Подошёл плешивенький племянник, поздоровался: «Порфирий Платонович Поликарпов. Просим, просим».


    Неправильно

    Скажите, могли бы вы на своих языках составить небольшой рассказ с завязкой, с последовательным развитием сюжета, причём, чтобы все слова этого рассказа начинались с одной и той же буквы?». Это очень озадачило собеседников, и все трое заявили: «Нет, на наших языках это сделать невозможно». «А вот на русском языке вполне возможно, и я сейчас вам это докажу. Назовите любую букву», — сказал русский, обращаясь к немцу. «У вас в букву «П» очень часто посылают, докажите, что она не только матерная, но и прекрасная», — попросил немец.

    Пётр Петрович Петухов, поручик пятьдесят пятого Подольского Пехотного полка, получил по почте письмо, полное приятных пожеланий. «Приезжайте», писала прелестная Полина Павловна Перепелкина. «Поговорим, помечтаем, потанцуем, погуляем. Приезжайте, Пётр Петрович, поскорей». Петухову приглашение понравилось. Поезд прибыл после полудня. Принял Петра Петровича почтеннейший папаша Полины Павловны, Павел Пантелеймонович. «Пожалуйста, Пётр Петрович, присаживайтесь поудобнее», — проговорил папаша. Подошёл плешивенький племянник, поздоровался: «Порфирий Платонович Поликарпов. Просим, просим».

  9. Задание 9 из 10

    Происхождение слов интересует не только лингвистов и филологов, но и обычных людей, поскольку докапываться до истины и обнаруживать смысловые связи между словами очень интересно. Например, многие считают, что слово “оплеуха” произошло от слова … От какого слова произошло слово “оплеуха”?

  10. Задание 10 из 10

    Двое остановились у забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один спрашивает: – Это черная? – Нет, это красная! – А почему она белая? – Потому что зеленая! – О чём идёт речь?

Олимпиада по русскому языку: не отказывайтесь от возможности проверить знания

Бытует мнение, что русский язык – это множество правил, которые надо запомнить. Отчасти это так и есть. Многие задания подразумевают применение таких навыков на практике. Школьники должны знать набор правил пунктуации и орфографий, которые применяют и в повседневной жизни.

Подготовка к дистанционным тестированиям не нужна. Вопросы и ответы в полной мере отражают школьную программу, поэтому школьнику смогут разобраться в сути конкурсного мероприятия самостоятельно. При решении заданий мы рекомендуем основываться на собственном чувстве языка, логику и здравом смысле. Уже сейчас каждый желающий может раскрыть собственный талант.

Олимпиадные задания по русскому языку | олимпиадные задания по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс): | образовательная социальная сеть

Олимпиадные задания по русскому языку для 10 класса

  1. В приведённом отрывке из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти»

расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ребёнок  который  живёт  среди  взрослых  и  постоя(н,нн)о пр…су…ствует  при  их  разговорах  то  и  дело  слыш…т  такие  слова смысл  которых  ему  (не)понятен. Часто  он  пытае(т,ть)ся  осмыслить  их  сам (не)обращ…ясь  за  об…яснениями  к  старшим  вполне  увере(н,нн)ый что  эта  задача  не  представит  для  него  особе(н,нн)ых  трудностей.  Он решает  её  «по вдохновению»  внезапно  (не)обладая  для  этого (н…)какими  другими  р…сурсами  кроме  сильнейшего  языкового  чутья  и не  мудре(н,нн)о  что  пытаясь  самостоятельно  добра(т,ть)ся  до  смысла (не)понятных  речен…й  он  пр…нуждён  пр…бегать  к  самым фантастическим  выдумкам.

        Услышала  например  (трёх)летняя  Кира  что  у  какой(то) жен(?)щины  р…дились  двояшки  и  в  ту(ж…)минуту  пр…бежала  (ко)мне:

        –  Пон…маеш(?)  р…дились  два  мальчика  и  об…   называю(т,ть)ся Яшки.  Их  так  и  назвали  два  Яшки.  А  когда  они  выр…стут  их  будут звать  Миша  и  Лёва.

        Этот  миф  о  двух  Яшках  избав…л  Киру  от мучительного  чу(?)ства которое  испыт…вает  каждый  ребёнок  когда  ему  станов…(т,ть)ся  ясно что  он  чего(нибудь)  (не)пон…мает.

        …Эти  ошибки  показывают  в  каком  напр…влени… совершае(т,ть)ся  мозговая  работа  ребёнка  когда  он  пр…н…мает  от  нас наше  обширное  речевое  наследие. Они  обн…жают  те  методы  при помощ…   которых  ребёнок  овл…д…вает  этим  к…ло(с,сс)альным богатством.

        …Как(бы)(н…)были  (не)прав…льны  выводы  к  которым  пр…ходит ребёнок  самый  метод  приводящ…й  его  (к)ним  безупреч…н,– метод анал…за  сост…вных  элементов  слова  и  осмысления  их  взаимных отношений.

  1. На каком лингвистическом явлении основана ошибка маленькой Киры?
  1. Прочитайте отрывок из романа И.Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».  О каком лингвистическом явлении рассуждает Безенчук  с главным героем? Определите род занятий Безенчука. Можете ли вы дополнить его классификацию.

 – Умерла Клавдия Ивановна, — сообщил заказчик.

 – Ну, царствие небесное,- согласился Безенчук.- Преставилась, значит, старушка…Старушки, они всегда преставляются… Или богу душу отдают,- это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле,- значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдаёт…

– То есть как это считается? У кого это считается?

–  У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрёте, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».

Потрясённый этой страшной классификацией человеческих смертей,  Ипполит Матвеевич спросил:

– Ну, а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?

– Я – человек маленький. Скажут: «гикнулся  Безенчук». А больше ничего не скажут.

И строго добавил:

– Мне дуба дать или сыграть в ящик – невозможно: у меня комплекция мелкая…    

  1. Рассмотрите фрагмент генеалогического древа и ответьте на вопросы:

А. Кем приходится Ирина Ильинична Валентине Петровне?

Б. Кем приходится  Илья Николаевич Павлу Алексеевичу?

В. Кем приходится  Юлия Павловна Татьяне Алексеевне?

Г. Кто сват Ильи Николаевича?

Д. Кто кому приходится свекровью?

Е. Кто кому приходится золовкой?

Олимпиада по русскому  для 11 классаОлимпиада по русскому  для 11 класса

Олимпиада по русскому  для 11 классаОлимпиада по русскому  для 11 класса

Олимпиада по русскому  для 11 классаОлимпиада по русскому  для 11 классаОлимпиада по русскому  для 11 классаОлимпиада по русскому  для 11 класса

Олимпиада по русскому  для 11 классаОлимпиада по русскому  для 11 класса

                                                                Олимпиада по русскому  для 11 классаОлимпиада по русскому  для 11 классаОлимпиада по русскому  для 11 классаОлимпиада по русскому  для 11 классаОлимпиада по русскому  для 11 классаОлимпиада по русскому  для 11 классаОлимпиада по русскому  для 11 класса

        Олимпиада по русскому  для 11 классаОлимпиада по русскому  для 11 класса

5. В приведенных ниже поэтических отрывках найдите грамматически неверные формы.

  1. И когда его день кончился молча и странно,

                И кони его впервые остались легки,

                То пламя свечей её, кольца ключей её,

                Нежный, как ночь, мрамор плечей её,

                Молча легли в камень его руки.

                        (Б.Гребенщиков. «Почему не падает небо»)

  1. От брызгов синий холм стоит,

                Далече рёв в лесу гремит.

                        (Г.Р.Державин. «Водопад»)

  1. Не встретит ответа

                Средь шума миского

                Из пламя и света

                Рождённое слово…

                        (М.Ю.Лермонтов. «Есть речи –  значенье…»)

  1. 6. При помощи каких суффиксов образуются  существительные, обозначающие жителей следующих населённых пунктов: Москва, Петербург, Париж, Баку.

Приведите свои примеры.

7. Отметьте верные и неверные определения знаками « » и «-», вставьте пропущенные буквы.

                К…нфуз  –   неловкость.

                П…ст…мент – подставка.

                К…нц…пция – система взглядов.

                Гр…теск – победитель.

                В…д…виль – короткая комическая пьеса.

                Пр…лог – заключительная часть.

                Пр…в…звестник – предсказатель, глашатай.

                Ф…лькл…р – учение о ритме.

                Р…торика – народное творчество.

                Ф…л…ал – самостоятельное отделение.

                Л…ковать – торжествовать.

                К…р…фей – неглубокая пещера.

Олимпиады – быстрая проверка знаний

В заключение хочется отметить, что блиц-опрос – это одна из самых удобных форм проверки успеваемости учеников. Оно не требует много времени, но позволяет охватить всю школьную программу.

Хотите повысить свою успеваемость? Потренируйтесь при помощи наших заданий, поверьте, это будет интересно!

Постоянное совершенствование знаний!

Школа – это образовательное учреждения, где каждый из нас получает определенные знания. Кто-то усваивает их быстро, кому-то требуется больше времени для понимания предмета. На нашем сайте размещены олимпиады по русскому языку, которые представляют собой вопросы с четырьмя вариантами ответов.

Бесплатные конкурсные мероприятия доступны для всех желающих. За участие платить ничего не надо. Проходить тестирование можно в любое удобное для себя время. Муниципальная олимпиада по русскому языку – это возможность проверить свои навыки и сравнить их со сверстниками со всей страны.

Оцените статью
Олимпиада