Материал для подготовки к олимпиаде по литературе | Олимпиадные задания по литературе: | Образовательная социальная сеть

Всероссийская олимпиада по литературе, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по литературе

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
  3. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
  4. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
  5. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
  6. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа утверждаются и публикуются Минпросвещения России. По литературе они обычно выпадают на середину января.
  7. Приходите на оба тура регионального этапа олимпиады. Список мест проведения публикуется на региональном сайте олимпиады.
  8. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  9. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  10. Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!

Материал для подготовки к олимпиаде по литературе | олимпиадные задания по литературе: | образовательная социальная сеть

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

2022-2022 учебный год

Олимпиадные задания по литературе 10 класс

I. Знание текстов художественных произведений

1. Определите, о ком из литературных героев идет речь; назовите автора и название произведения.

1)        Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на
охоте, все иззябнут, устанут, а ему ничего. В другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился,
ставня стукнет, он вздрогнет, а при мне ходил на кабана один
на один.

  1. Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.

3)Сам бредил целый век обедом или балом!

Об детях забывал! Обманывал жену!

Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!

2. Назовите произведения, в которых воссоздан облик древней русской столицы — Москвы — в разные периоды ее истории.

П. Знание истории литературы

1.        Какие литературно-критические статьи посвящены следующим произведениям:

а)        «Гроза» А.Н. Островского;

б)        «Горе от ума» А.С. Грибоедова»?

2.        Кто из русских писателей продолжительное время занимал
пост цензора, преподавал литературу наследнику престола цесаревичу Николаю Александровичу, был членом Главного управления
по делам печати?

III.        Знание теории литературы

1.        Определите стихотворный размер приведенного ниже отрывка
из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Переправа, переправа,

 Пушки бьют в кромешной мгле,

 Бой идет святой и правый,

 Смертный бой не ради славы,

 Ради жизни на земле.

2.        Назовите первый психологический роман в русской литературе.

3.        Какой символический смысл имеет название драматического
произведения А.Н. Островского «Гроза»?

IV.Комплексный анализ эпического произведения.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Богатырь

В некотором царстве Богатырь родился. Баба-Яга его родила, вспоила, вскормила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на четыре стороны: иди, Богатырь, совершай подвиги.

Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился; видит, один дуб стоит — он его с корнем вырвал; видит, другой стоит -он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло — залез Богатырь в дупло и заснул.

Застонала мать зеленая дубровушка от храпов его перекатистых; побежали из лесу звери лютые, полетели птицы пернатые; сам леший так испугался, что взял в охапку лешачиху с лешачатами — и был таков.

Прошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить? А, сверх того, и надежда есть: беспременно Богатырь для того в дупло залег, чтобы еще больше во сне сил набраться: «Вот ужо проснется наш Богатырь и нас перед всем миром воспрославит». Чужие в свой черед опасаются: слышь, мол, какой стон по земле прошел -никак в оной земле Богатырь родился! Как бы он нам звону не задал, когда проснется!

И все ходят кругом на цыпочках и шепотом повторяют: спи, Богатырь, спи!

И вот прошло сто лет, потом двести, триста и вдруг целая тысяча. Улита ехала-ехала, да, наконец, и приехала. Синица хвасталась-хвасталась, да и в самом деле моря не зажгла. Варили-варили мужика, покуда всю сырость из него не выварили: ау, мужик!

Все приделали, все прикончили, друг дружку обворовали начисто — шабаш! А Богатырь все спит, все незрячими очами из дупла прямо на солнце глядит да перекатистые храпы кругом на сто верст пущает.

Долго глядели супостаты, долго думали: могущественна, должно быть, оная страна, в коей боятся Богатыря за то только, что он в дупле спит!

Однако стали помаленьку умом-разумом раскидывать; начали припоминать, сколько раз насылались на оную страну беды жестокие, и ни разу Богатырь не пришел на выручку людишкам.

В таком-то году людишки сами промеж себя звериным обычаем передрались и много народу зря погубили. Горько тужили в ту пору старики, горько взывали: приди, Богатырь, рассуди безвременье наше! — А он, вместо того, в дупле проспал. В таком-то году все поля солнцем выжгло да градом выбило: думали, придет Богатырь, мирских людей накормит, а он, вместо того, в дупле просидел. В таком-то году и города, и селенья огнем попалило, не стало у людишек ни крова, ни одежи, на ежева; думали: вот придет Богатырь и мирскую нужду исправит — а он и тут в дупле проспал.

Словом сказать, всю тысячу лет оная страна всеми болями переболела, и ни разу Богатырь ни ухом не повел, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет.

Что же это за Богатырь такой?

Многострадальная и долготерпеливая была оная сторона и имела веру великую и неослабную. Плакала — и верила; вздыхала—и верила. Верила, что когда источник слез и воздыханий иссякнет, то Богатырь улучит минуту и спасет ее. И вот минута наступила, но не та, которую ждали обыватели. Поднялись супостаты и обступили страну, в коей Богатырь в дупле спал. И прямо все пошли на Богатыря. Сперва один к дуплу осторожненько подступил — воняет; другой подошел — тоже воняет. «А ведь Богатырь-то гнилой!» — молвили супостаты и ринулись на страну.

Супостаты были жестоки и неумолимы. Он жгли и рубили все, что попадало им навстречу, мстя за тот смешной вековой страх, который внушал им Богатырь. Заметались людишки, видя лихое безвременье, кинулись навстречу супостату — глядят, идти не с чем. И вспомнили тут про Богатыря, и в один голос возопили:

«Поспешай, Богатырь, поспешай!»

Тогда свершилось чудо: Богатырь не шелохнулся. Как и тысячу лет тому назад, голова его неподвижно глядела незрячими глазами на солнце, но уже тех храпов могучих не испускала, от которых некогда содрогалась мать зеленая дубровушка.

Подошел в ту пору к Богатырю дурак Иванушка, перешиб дупло кулаком — смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели.

Спи, Богатырь, спи!

1.        Что обличает М. Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Богатырь»?

2.        Какими способами создается в сказке комический эффект?
Какой характер носит авторский смех? Какой иносказательный
смысл при этом выявляется?

3.        В чем писатель видит величие и отсталость «оной» страны?

4.        Какой смысл приобретают в сказке элементы фольклора и
мотив сна?

5.        Почему сказке дано такое название?

Ответы

I. Знание текстов художественных произведений

1. 1) Печорин; М.Ю. Лермонтов,  «Герой нашего времени».

2) Ноздрёв; Н.В. Гоголь, «Мёртвые души».

3) Репитилов; А.С. Грибоедов, «Горе от ума».

Оценка: по 0,5 б.  заперсонаж, произведение, автора

Всего: 4,5 б.

2. А.С. Грибоедов, «Горе от ума»;  А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»; Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза» и т.д

Оценка: по 1 б. Максимальная оценка: 3б.

Итого по разделу: 7,5 б.

П. Знание истории литературы

1. а) Н.А Добролюбов, «Луч света в тёмном царстве; Д.И. Писарев, «Мотивы русской драмы»; б) И.А. Гончаров, «Мильон терзаний».

Оценка: по 1 б. Всего:2 б.

2.И.А. Гончаров.

Оценка: 2б.

Итого по разделу: 4 б.

III.        Знание теории литературы

1. Четырёхстопный   хорей  (есть стопы с пиррихием т.е без ударения)

Оценка: 1б.

2.  «Герой нашего времени»М.Ю. Лермонтова.

Оценка: 1б.

3. Гроза – символ греха, возмездия и покаяния; гроза символизирует состояние, в котором находится Катерина.

Оценка: 2б.

Итого по разделу: 4 б.

IV.Комплексный анализ эпического произведения.

Оценка: 30б.

Общая сумма баллов: 45,5.

Оцените статью
Олимпиада