Олимпиада по литературе для 8 класса

1 этап

№1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каком из них образ бури аллегоричен (иносказателен)?  Свой ответ аргументируйте.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

А.с. пушкин

Душно! Без счастья и воли.

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула что ли?

Чаша с краями полна!

Н.а. некрасов

№2. Героини каких произведений русской классики носят имя Елизавета? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

№3. Верите ли вы, что 1) Хлестакову  каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; 2) панночка была ведьмой; 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе;  6)

Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ.

№4. Напишите небольшое размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка».

№5. Назовите подлинное имя героев.

Мисюсь, пиковая дама, капитанская дочка, мечтатель, человек в футляре; Ася; автор повестей – Белкин; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон.

№6. Переделайте в басню сказку о животных или сочините басню на тему, актуальную для вас и ваших ровесников.

№7. По данному началу напишите небольшой текст и озаглавьте его.

Человечество охвачено сейчас, как я бы назвал, «вакханалией доступности». Но боюсь только, что с всеобщей доступностью сделается постепенно недоступным для нас такое понятие, как красота. (В. Солоухин.)

2 этап

№1. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного поэта-сатирика ХХ века Саши Чёрного (1880–1932) «Утешение», написанное в 1922 году.

Жизнь бесцветна? Надо, друг мой,                               

Быть упорным и искать:                                                 

Раза два в году ты можешь,                                          

Как король, торжествовать…                                       

Если где-нибудь случайно,-                                           

В маскараде иль в гостях,                                                

На площадке ли вагона,                                                   

Иль на палубных досках,-                                               

Ты столкнёшься с человеком                                          

Благородным и простым,                                                

До конца во всем свободным,                                        

Сильным, умным и живым,                                            

Накупи бенгальских спичек,

Закажи оркестру туш,

Маслом розовым намажься

И прими ликёрный душ!

Десять дней ходи во фраке,

Нищим сто рублей раздай,

Смейся в горьком умиленье

И от радости рыдай…

Раза два в году – не шутка,

А при счастье – три и пять.

Надо только, друг мой бедный,

Быть упорным и искать.

№2. Героини каких произведений русской классики носят имя Мария? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

№3. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

«Отрочество», «Мои университеты», «Слепой музыкант», «Алые паруса», «Чучело», «Безумная Евдокия», «Уроки французского», «Поучение Владимира Мономаха», «Морозко», «Тарас Бульба».

№4. С этими местами связаны события многих произведений.Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Бородино, Кавказ, Санкт-Петербург, Запорожская сечь, царская гридница, уездный город N, пустыня, Севастополь, страна чудес, Сибирь.

№5. Назовите 3-4 писателей, с помощью которых Вы узнали о «человеке размышляющем», о «человеке чувствующем», о «человеке действующем». Что  вы знаете об их творчестве?

№6. Назовите прочитанные Вами 2-3 литературных произведения, авторы которых подробно рассказывали о своих героях. Через какие  испытания на личную и общественную состоятельность проходили их герои? Где испытанием для героя становились экстремальные ситуации, любовь, нравственный выбор? Обоснуйте свой выбор, отвечая на поставленные вопросы по порядку.

№7. «Ориентироваться в «книжной галактике» очень сложно, но настоящее художественное произведение рано или поздно получит свою достойную оценку». Как Вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите не менее 3  аргументов, опираясь на свой читательский опыт. 

3 этап

№1. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного поэта ХХ века Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971) «Полночь в моё городское окно…» (1967).

Полночь в моё городское окно

Входит с ночными дарами:

Позднее небо полным-полно

Скученных звёзд мирами.

Мне ещё в детстве, бывало, в ночном,

Где-нибудь в дедовском поле

Скопища эти холодным огнём

Точно бы в темя кололи.

Сладкой бессонницей юность мою

Звёздное небо томило:

Где бы я ни был, казалось, стою

В центре вселенского мира.

В зрелости так не тревожат меня

Космоса дальнего светы,

Как муравьиная злая возня

Маленькой нашей планеты.

№2. Заглавие – это лаконичная, до предела сжатая информация о теме и идее произведения. Расскажите о смысле названия 2-3 произведений из данного списка по выбору:

4 этап

№1. В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами:

«Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощ…м тел…са свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать трошки и отличное дело».

Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова?

№2. В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук?

Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.

№3. Сгруппируйте слова в 2 колонки:1 — есть окончание, 2 — нет окончания:  

какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи.

Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки). 

№4. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще  за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы:

…гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(кк,к)орд, к…л…(сс,с)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(лл,л)…минация.

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.

№7. Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) Бережёного и Бог бережёт. 2) На Бога надейся, а сам не плошай.

Ответы

Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по русскому языку

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
  3. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
  4. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
  5. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
  6. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа публикуются на сайте Минпросвещения России. На русском языке они обычно выпадают на середину-конец января.
  7. Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения утверждается и публикуется региональным организатором.
  8. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  9. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  10. Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля, и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.

— Возьмём мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на неё пойдут, — не на что будет соли добыть, похлёбку посолить…

— А мы её… и не солёную, — ответил мужик, её муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Июль, 1878

Ответы

Олимпиада по русскому языку. 8 класс | олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку для 8 класса (3 часа).

  1. Лингвистические тесты
  1. Выпишите из предложений существительные мужского рода.

1)В зоопарк привезли кенгуру, панду, гориллу, лису, енотовидную собаку, черепаху и двух экзотических змей. 2) После прогулки по набережной я зашел в кафе с пирожным. 3) Врач Николаева принимает с 8.00 до 15.00. 4) Токио – столица Японии. 5) В нашем салоне вы можете заказать тюль, шторы, жалюзи. 6) Для поступления в ВУЗ необходимо сдать экзамены.

Мах – 4,5 б., за каждое верно выписанное слово – 0,5 б.

  1. Установите семантическое соответствие между словами первой группы (русскими) и словами второй группы (заимствованными). Укажите, как называются получившиеся пары слов.

Апатия                                          Человеколюбие

Филантропия                                Улица

Актуальный                                  Неудача

Диспут                                          Бесстрастие

Фиаско                                          Злободневный

Авеню                                           Спор

Мах – 6,5 б, за правильное соотнесение слов и ответ на поставленный вопрос – 0,5 б.

  1. Определите, каким членом предложения является инфинитив.

1) В комнату вошла Марина с приказом спать. 2) Утром спросонок он никак не мог осознать, где находится. 3) Думаю, гражданин, вы войдете в такое положение и наймете его стричь табун. 4) Написать записку по-французски казалось ей неуместным. 5) Он договорился встретиться с братом в полдень.

Мах – 5 б, за каждую правильно названную синтаксическую функцию – 1 б.

  1. Какие из приведенных слов состоят из пяти морфем? Прокомментируйте свой ответ.

Превзошли, утомлён, по-английски, влюблённый, занимался, улыбнулся.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное слово  — 0,5 б,  правильный комментарий —  1б.  

  1. Выпишите неполные предложения. Объясните свой выбор.

1)Недалеко виднелся кустарник, а дальше – худенький, ещё сквозной лесок. 2) Девушке страшно. Закрылась платочком. 3) Даша забыла, зачем пришла. 4) – Вы приехали из России? – Да, из России. 5) Рыба омуты ищет. Берлогу – медведь.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное неполное предложение – 0,5 б, за правильный комментарий – 0,5 б.

  1. В каких словах неправильно выделен ударный гласный?

КатАлог, квАртал, мальчикОвый, завИдно, мизЕрный, новорОжденный, стоОляр, щавЕль, мусоропрОвод, обеспЕчение.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное  и исправленное слово – 1б.

  1. Выпишите слова, имеющие переносное значение. Укажите, какой тип переноса характерен для данных значений (метафора, метонимия).

Внимательная аудитория, интересная книга, служебный вход, блестящий успех, смешной рассказ, рассеянный взгляд, добрый человек, идет дождь.

Мах – 5 б., за каждое правильно указанное слово – 5 б.

  1. Лингвистические задачи.
  1. Какой частью речи может быть выражено определение? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

Мах – 7 б., за каждую правильно указанную речь – 0,5 б., за правильно составленное предложение – 0,5 б.

  1. Перечислите пять дней недели по порядку, не используя ни числительных, ни названий дней недели, а используя наречия.                Мах – 3 б.
  1. Даны словосочетания, каждое из которых имеет определенное значение. Сгруппируйте словосочетания на основе общности этих значений. Обоснуйте свой ответ.

Чтение книг, свист паровоза, анализ стихотворения, книга брата, чашка чаю, крик чайки, дом отца, командир дивизии.

Мах – 6,5 б., за каждое правильно сгруппированное словосочетание – 0,5 б., за каждый правильный комментарий – 0,5 б.

  1.  Вычеркните в каждом ряде лишний фразеологизм. Свой ответ аргументируйте.

Ходить по острию ножа, гонять собак, гонять лодыря, валять дурака.

Повесить голову, держать нос по ветру, повесить нос, как в воду опущенный.

Оставить в дураках, валять дурака, оставить с носом, обвести вокруг пальца.

Мах – 3 б., за каждый верно указанный фразеологизм – 0,5 б., за каждый аргумент – 0,5 б.

  1. Найдите общее значение  заимствованных слов: цирк, циркуляр, циркуль.

Мах – 1б.

  1. Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните свое решение.

1)По этим улицам будут ходить новые автобусы. 2)Мальчишки продолжали гонять мяч. 3) Мы сразу стали тише и взрослей. 4) Через час он пришёл в себя.

Мах – 6 б., за верное нахождение сказуемого – 0,5 б., за объяснение – 1 б.

3. Творческие задания

Составьте  текст-рассуждение (10 – 12 предложений) на тему «Можно ли использовать в речи жаргонные слова?» Аргументируйте свою позицию.

При оценке учитывается соответствие текста типу рассуждение – 2 б., объем – 2 б., количество и качество аргументов – по 1 б., мах – 7 б.

Ответы

  1. Лингвистические тесты
  1. Зоопарк, кенгуру, кофе, врач, Токио, салон, тюль, ВУЗ, экзамен.

Мах – 4,5 б., за каждое верно выписанное слово – 0,5 б.

  1. Апатия – бесстрастие, филантропия  — человеколюбие, актуальный – злободневный, диспут – спор, фиаско – неудача, авеню – улица.  Синонимы.

Мах – 6,5 б, за правильное соотнесение слов и ответ на поставленный вопрос – 0,5 б.

  1. 1) В комнату вошла Марина с приказом спать (несогласованное определение). 2) Утром спросонок он никак не мог осознать, где находится (часть составного глагольного сказуемого). 3) Думаю, гражданин, вы войдете в такое положение и наймете его стричь табун (обстоятельство цели). 4) Написать записку по-французски казалось ей неуместным (подлежащее). 5) Он договорился встретиться с братом в полдень (косвенное дополнение).

Мах – 5 б, за каждую правильно названную синтаксическую функцию – 1 б.

  1.  5 морфем: превзошли, улыбнулся. 4 морфемы: утомлён, по-английски, влюблённый. 6 морфем: занимался.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное слово  — 0,5 б,  правильный комментарий —  1б.  

  1. 1)… а дальше – худенький, ещё сквозной лесок (пропущено сказуемое виднелся). 2)  Закрылась платочком (пропущено подлежащее девушка). 3) … зачем пришла (пропущено подлежащее Даша). 4) – Да, из России (пропущены подлежащее я и сказуемое  приехал). 5) Берлогу – медведь (пропущено сказуемое ищет).

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное неполное предложение – 0,5 б, за правильный комментарий – 0,5 б.

  1.   Каталог, квартал, новорожденный, столяр, мусоропровод.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное  и исправленное слово – 1б.

  1. Метафора – блестящий успех, рассеянный взгляд, идет дождь.    

Метонимия – внимательная аудитория, служебный вход.

Мах – 5 б., за каждое правильно указанное слово – 5 б.

  1. Лингвистические задачи
  1. Имя существительное (У неё было платье в горошек). Имя прилагательное (Её веселое лицо светилось жизнью). Имя числительное (Мы поднялись на пятый этаж). Местоимение (Каждый человек уникален). Глагол (У него была мечта подняться на вершину горы). Причастие (Он держал в руках исписанный лист бумаги). Наречие (На завтрак он любил есть яйца всмятку).

Мах – 7 б., за каждую правильно указанную речь – 0,5 б., за правильно составленное предложение – 0,5 б.

  1. Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Мах – 3 б.

  1. Чтение книг, анализ стихотворений – данные словосочетания содержат слова, называющие действие и объект, на который это действие направлено.

Свист паровоза, крик чайки – данные словосочетания называют действие и субъект, выполняющий это действие.

Книга брата, дом отца – данные словосочетания называют предмет и лицо, которому принадлежит этот предмет.

Чашка чаю – данное словосочетание называет количество вещества.

Командир дивизии – данное словосочетание называет часть целого.

Мах – 6,5 б., за каждое правильно сгруппированное словосочетание – 0,5 б., за каждый правильный комментарий – 0,5 б.

  1. Ходить по острию ножа – находиться в опасном положении или ситуации. Остальные фразеологизмы имеют значение бездельничать.

Держать нос по ветру – приспосабливаться к обстоятельствам. Остальные фразеологизмы имеют значение расстроиться, ходить унылым.

Валять дурака – баловаться. Остальные фразеологизмы имеют значение обмануть.

Мах – 3 б., за каждый верно указанный фразеологизм – 0,5 б., за каждый аргумент – 0,5 б.

  1. Цирк, циркуль, циркуляр имеют в своей основе значение «круговой», образованы от латинского слова.

Мах – 1б.

  1. 1)По этим улицам будут ходить новые автобусы (простое глагольное сказуемое, выраженное сложным будущим временем). 2)Мальчишки продолжали гонять мяч (составное глагольное сказуемое, выраженное вспомогательным глаголом и инфинитивом). 3) Мы сразу стали тише и взрослей (составное именное сказуемое, выраженное глаголом связкой и именной частью). 4) Через час он пришёл в себя (простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом).  

Мах – 6 б., за верное нахождение сказуемого – 0,5 б., за объяснение – 1 б.

  1. Творческое задание

При оценке учитывается соответствие текста типу рассуждение – 2 б., объем – 2 б., количество и качество аргументов – по 1 б., мах – 7 б.

Олимпиада русский язык 8 класс | олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Школьный этап  Всероссийской олимпиады школьников

                                                      по русскому языку

Задания                                      

  8 класс.

  1. Обозначьте ударный слог в словах.

Завсегдатай, зубчатый,  оптовый, обеспечение, христианин, хозяева, торты, пуловер, красивее, каталог, эксперт, квартал, черпать цемент, форзац, жалюзи, втридорога, балованный,  верба,  коклюш, феерия, углубить, туфля, арахис.

Итого 6 баллов

2. Буква Ё впервые была предложена к употреблению в 1783 году, а активно употребляться стала только с 1795. Кто же впервые предложил Ё к использованию?

А) Е.Дашкова               В)ЕкатеринаII

Б)Н.Карамзин             Г) В.Тредиаковский

Итого 1 балл

          3. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

             Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно,  яичница копеечная.

             Укажите, в каких   словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится  как:

             А) [чн ];

             Б) [шн];

             В) возможны два варианта произношения  [чн — шн].

             По 0,5 балла за каждый верный пример.

            4. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?

                Артил…ерия,  гал…ерея,  драм…атический, гум…анизм, кол…ичество,

                кавал…ерия,  пьес…а,  интел…ект, дрож…и.

Итого 2 балла

  1. Распределите по столбикам слова, ориентируясь на корневую гласную.

Обезб_ливать, сосредот_чивать, подыт_живать, укор_чивать, зад_бривать, осп_ривать, обусл_вливать, узак_нивать, осв_ивать, усв_ивать, удост_ивать, уполном_чивать.

Итого 3 балла

6. Иногда под одной звуковой оболочкой прячутся похожие друг на друга, как близнецы, разные суффиксы и приставки. Кажется, что суффикс один, но на самом деле их несколько.

Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.

Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.

Итого 6 баллов

7 Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению: захотеть, вертеть, выбежать, подержать, прочитать, грести?

1 балл

8. .Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.

Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно…  Но сверху снега не шло, и было не очень темно:  за облаками вставала луна.

                                                                             Б.Зайцев

Итого10 баллов

9.Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, английского motherland, немецкого Faterland, испанского patria, французского patrie? Каково семантическое различие между этими словами? 

Итого 4 балла

          10. Я глядел (во)все стороны ож..дая  увид..ть грозные б..ст..оны  башни и вал; но (н..)чего (не)видал кроме деревушки окруже(н,нн)ой бревенч..тым  забором. 2. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена (полу)занесе(н,нн)ые снегом с другой скривившаяся мельница с лубочными крыльями лениво опущ..(н,нн)ыми. 3. Где(же) крепость? Спросил я с удивлением  4.Да вот она отвечал  ..мщик  указывая на деревушку и с этим словом мы в нее в..ехали. <… > 5.Я велел ехать к  к..м..нданту и через минуту  к..битка  ост..новилась перед деревя(н,нн)ым  дом..ком  выстро..(н,нн)..м на высоком месте близ деревя(н,нн)ой(же)  церкви.

        6. …Я  вошел в  чистеньк..ю  комнатку  убра(н,нн)..ю  (по)стари(н,нн)ому. 7.В углу стоял шкаф с посудой; на стене  в..сел  диплом  оф..церский  за стеклом  и в рамке;  около него красовались  лубочные картинки  предст..вляющие  взятие  Кистрина и Очакова  так(же)  выбор невесты и погр..бение кота.

1.Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.

2.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

     3.Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.

4.Укажите, какой частью речи является слово (по)стари(н, нн)ому,  разберите его по составу.

Макс. 10 баллов

Итого: 49 баллов

Ключи                                                                           8 класс.

1.  ЗавсегдАтай, зубчАтый,  оптОвый, обеспЕчение, христианИн, хозЯева, тОрты, пулОвер, красИвее, каталОг, экспЕрт, квартАл, чЕрпать, цемЕнт, фОрзац, жалюзИ, втрИдорога, балОванный,  вЕрба,  коклЮш, феЕрия, углубИть, тУфля, арАхис.

За одно слова 0,25 балла.

Итого 6 баллов

2. А) 1 балл

           3. А) Слова, где произносится  [ЧН ] — античный, библиотечный.

               Б) Слова, где произносится [ШН] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница.

             В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная  [ШН] душа.

По 0,5 балла за каждый верный пример.

           4. Артиллерия, интеллект, дрожжи.  

Итого 2 балла

5. Обезболивать,                           укорачивать,

сосредоточивать,                          задабривать,

подытоживать,                              оспаривать,                                                            

обусловливать,                               осваивать,

узаконивать,                                  усваивать,

уполномочивать,                          удостаивать,

Итого 3 балла

6.  1) Суффикс обозначает один предмет из ряда одинаковых, который собирательно называет слово без суффикса (ряд горошин составляет кучу гороха) (горошина, соломина, изюмина, жемчужина);

2) -ин- образует от названий животных существительные, обозначающие мясо этих животных (баранина, лососина, осетрина);

3) суффикс имеет увеличительное значение (домина, ветрина, газетина, волчина);

4) значение опредмеченного признака (толщина, глубина, величина).

По 0,5 балла за верно определённую группу по 1 баллу за верно сформулированное значение суффикса.

Максимальное количество баллов – 6баллов.

7.  К первому спряжению относятся глаголы прочитать и грести. Глаголы вертеть и подержать – второго спряжения (так называемые глаголы исключения). Глаголы захотеть и выбежать — разноспрягаемые.

Итого 1 балл

8. Неприятный ветер – согласование;

не шло сверху – примыкание;

не шло снега – управление;

темно не очень – примыкание;

вставала за облаками – управление.

10 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ; по 1 баллу за верно выписанное словосочетание; по 1 баллу за определение вида связи.

Итого 10 баллов.

9.В основу номинации слова Родина положен признак рождения, материнства; Родина ассоциативно связано с родной землей, природой, народом. Таким же по происхождению является англ. motherland. 2. В основу номинации слова Отечество положен признак отцовства; Отечество ассоциативно связано с государством, верой отцов, культурой. Такими же по происхождению являются немецк. Faterland, исп. patria, франц. patrie.

По 1баллу – за значение, по 1баллу- за объяснение.

Итого 4 балла

        10. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом, с другой – скривившаяся мельница с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» — спросил я с удивлением. «Да вот она», — отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали.<…> Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.

   …Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по – старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.

1.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» — 2 б.

2.До 5 баллов – по нормам оценки.

3.[стоял шкаф]; [висел диплом]; [красовались картинки]. – 1 б.

4.До 2 б. За верное определение части речи – 1б, за правильный разбор по составу – 1б.

Макс. 10 баллов

Итого: 49 баллов

Оцените статью
Олимпиада