Олимпиада по МХК для 9 класса (ключи к заданиям и критерии оценивания) | Олимпиадные задания по МХК (9 класс): | Образовательная социальная сеть

Всероссийская олимпиада по искусству (мхк), задания

close-crossВсероссийская олимпиада по искусству (МХК)

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите своему учителю по МХК, классному руководителю, завучу или ответственному за олимпиады в школе о своем намерении участвовать в олимпиаде.
  2. Спросите в школе, когда и где пройдет школьный этап.
  3. Приходите на олимпиаду.
  4. Узнайте в школе свои результаты и проходные баллы на следующий этап.
  5. Спросите у своего учителя, завуча или ответственного за олимпиады в школе, когда и где будет проходить муниципальный этап.
  6. Приходите на олимпиаду и выполняйте задания.
  7. Ждите результаты, посмотрите свою работу и сравните с критериями.
  8. Пока ждете проходные баллы на региональный этап, сходите в театр 😉
  9. Узнайте, где пройдет соревнование на сайте организатора олимпиады или у ответственного за проведение регионального этапа.
  10. Приходите на региональный этап.
  11. Дождитесь результатов и посмотрите критерии оценивания. Задавайте вопросы жюри по проверке, апеллируйте, если считаете нужным.
  12. Ждите проходных баллов на финал.
  13. Организатор олимпиады в вашем регионе должен связаться с вами и сообщить всю информацию о финале.
  14. Участвуйте, наслаждайтесь творческим процессом и побеждайте!

Другие задания и ответы вош регионального этапа 2021:

ВСЕРОССИЙСКИЕ олимпиады 2020-2021 региональный этап задания и ответы

Олимпиада по искусству мхк 11 класс региональный этап 2021:

Интересные задания с олимпиады:

1)Перед зданием из задания 1 находится памятник основателю находящейся в этом здании коллекции, выполненный скульптором Александром Кибальниковым, который опирался на работы С.М. Волнухина, И.Н. Крамского, И.Е. Репина – современников запечатленного им человека. Рассмотрите иллюстрации.

2)В работах серии «Посетители музеев» современной художницы из Чикаго Карин Юрик (Karin Jurick) запечатлены зрители, созерцающие живописные шедевры. Порой образы, созданные известными мастерами живописи забавно перекликаются с теми, кто пришел на них посмотреть. Обратитесь к изображиям работ художницы. Выполните задания.

3)В повести «Серебряные коньки» американская писательница Мери Дожд рассказывает о подростках и юношах 13-16 лет, посещающих музеи и картинные галереи Голландии, и с мягкой иронией замечает, что в силу возраста часто юных ценителей искусства сюжет картины занимает больше, чем ее художественные достоинства.

4)В 2020 году в Интернете стала работать страница «Изоляция», создатели которой призывали любителей искусства, оставаясь дома, углубиться в работы любимых авторов и постараться воссоздать их образы, композицию и колорит, используя подручные средства.

5)Та же страница по искусству «Изоляция» предложила воспроизвести в домашних условиях образы любимых киногероев. Рассмотрите иллюстрации. Напишите

6)В 2021 году отмечается столетие одного из актеров творческого союза, о котором шла речь в задании 6.3. Он неоднократно исполнял в фильмах песни других юбиляров 2021 года: композитора Александра Зацепина (95 лет) и поэта Леонида Дербенева (90 лет), которые представляли собой еще один плодотворный творческий союз. Рассмотрите кадры из фильмов. Напишите

7)В повести «Серебряные коньки» американская писательница Мери Дожд рассказывает о подростках и юношах 13-16 лет, посещающих музеи и картинные галереи Голландии, и с мягкой иронией замечает, что в силу возраста часто юных ценителей искусства сюжет картины занимает больше, чем ее художественные достоинства.

Пройдя мимо многих шедевров, они останавливаются у работ, на которых запечатлены сюжеты, связанные с традицией праздника святого Николааса. В Голландии этот святой приносит на Рождество подарки не всем, но только послушным детям, а провинившихся может и наказать.

Шалунам приходится пережить напряженные минуты, выслушав от визитера перечисление своих недостатков и промахов и переживая за возможность остаться без подарка. «Вот такие картины мне нравятся, – заявляет один из юношей, – они как будто рассказывают целую историю» (Глава Х. Что видели и делали мальчики в Амстердаме). Рассмотрите работы Яна Стена.

8)В работах серии «Посетители музеев» современной художницы из Чикаго Карин Юрик (Karin Jurick) запечатлены зрители, созерцающие живописные шедевры. Рассмотрите работы художницы. Выполните задания.

9)В 2020 году в Интернете стала работать страница «Изоляция», создатели которой призывали любителей искусства, оставаясь дома, углубиться в работы любимых авторов и постараться воссоздать их образы, композицию и колорит, используя подручные средства.

Олимпиада по мхк для 9 класса (ключи к заданиям и критерии оценивания) | олимпиадные задания по мхк (9 класс): | образовательная социальная сеть

Олимпиада по МХК для 9 класса

Ключи к заданиям и критерии оценивания

Задания первого типа

Задание № 1.1, максимальная оценка – 30 баллов.

1. Определите произведение по перечисленным приметам.  Подсолнухи – 4 балла.

2. Вспомните имя автора произведения. Винсент Ван Гог – 4 балла.

3. Укажите вид искусства и жанр, к которым принадлежит произведение. Живопись, натюрморт – 5 баллов.

4. Обоснуйте свой выбор, выделив в тексте сведения, которые помогают Вам найти ответ – по 0,5 баллов за каждое определение, но не более 5 баллов.

Сюжет произведения исключительно прост: цветы в керамической вазе – и больше ничего. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти – не важно. То же можно сказать и о фоне: это не драпировка, не стена, не воздушная среда, а просто некая закрашенная плоскость. Объемность вазы не подчеркнута, лишь цветы свободно живут в трехмерном пространстве – одни лепестки энергично тянутся вперед, к зрителю, другие устремляются вглубь холста. Грубоватая крестьянская ваза кажется несоразмерно маленькой и легкой по сравнению с огромными цветами. Самим же цветам мала не только ваза – им тесен весь холст. Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от   рамы.

5. Укажите два направления искусства:

1)  направление, оказавшее влияние на творчество автора – импрессионизм (3 балла);

2)  направление, на которое, напротив, повлияло творчество автора – экспрессионизм (3 балла).

За полный ответ — 6 баллов.

6. Если возможно, укажите место нахождения произведения. Национальная галерея, Лондон. Ответ на дополнительные баллы – 6 баллов.

Задание № 1.2, максимальное количество баллов – 20.

Пример правильного заполнения таблицы (курсивом выделены варианты правильных ответов):

Критерий оценивания правильных ответов по таблице:

  1. правильное распределение номеров по эпохам – 3 балла за полный ответ (1 балл за 2 правильно соотнесённых фрагмента, 2 балла за 3-4);
  2. определение вида искусства – 3 балла за полный ответ (за неполный – по аналогии с п.1);
  3. определение названия –  до 5 баллов (по 1 баллу за каждое правильное название);
  4. определение стиля, культуры – 4 балла за полный ответ (1 балл за 2 определения, 2 балла за 3 определения, 3 балла за 4);
  5. определение местонахождения – до 5 баллов, по 1 баллу за каждое правильное определение.

Задания второго типа

Задание № 2.1, максимальная оценка по заданию – 30 баллов.

1. Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания, местонахождение. «1918 год в Петрограде» (или «Петроградская Мадонна») – 2 балла, К.С. Петров-Водкин – 2 балла, 1920 год – 2 балла (или приблизительный ответ, например: начало Гражданской войны, вскоре после революции 1917 года – 1 балл), Государственная Третьяковская галерея – 2 балла. Всего до 8 баллов.

2. Напишите не менее 10 определений или содержащих их словосочетаний, которые понадобятся для описания запечатленного на картине образа.

Символичность, совмещение различных смыслов, символы революции; условность цвета, цветовые пятна, контрастная цветовая гамма, напряжённость композиции, тревожность, эмоциональная нестабильность картины; пространственное решение, противопоставление первого и второго планов, нестабильность и неуверенность общего фона, наклонность городского пейзажа; спокойная решимость матери, облик, силуэт, жест, душевная чистота, иконописный образ матери,  символический образ материнства. По 0,5 балла за каждое определение или словосочетание, но не более 10 баллов.

3. Назовите самое известное произведение автора. Купание красного коня – 3 балла.

4. Назовите ещё не менее трех  произведений этого же автора. «Утренний натюрморт», «Девушки на Волге», «1919 год. Тревога», «Селёдка», «Скрипка», «Портрет Анны Ахматовой», «Смерть комиссара». По 1 баллу за правильное название картины, при этом общая сумма баллов по всему заданию не должна превышать 30 баллов.

5. Вопрос на дополнительные баллы, по 1 баллу за каждое правильное дополнение, но не более 6 баллов. При этом общая сумма баллов по всему заданию не должна превышать 30 баллов.

Дополнительные сведения об авторе (например: место рождения – г. Хвалынск Саратовской губернии; основные направления искусства в творчестве автора – символизм, неоклассицизм; отличительные средства выразительности, используемые автором – доминирующее «трёхцветие» в колорите картин, иконописность женских образов, принцип сферической перспективы и т.п.).

Задание № 2.2, максимальное количество баллов – 40

Пример правильного заполнения таблицы (курсивом выделены другие правильные варианты ответов):

Критерий оценивания правильных ответов по таблице:

  1. правильное распределение номеров по жанрам – 5 баллов за полный ответ (1 балл за 2 правильно соотнесённых фрагмента, 2 балла за 3 фрагмента, 3 балла за 4 фрагмента, 4 балла за 5);
  2. определение названия произведения – до 6 баллов за полный ответ (по 1 баллу за каждое правильное название);
  3. определение автора –  до 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ);
  4. определение названия фрагмента – до 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Дополнительные графы, примеры:

Симфония – Д. Шостакович симфония № 7 «Ленинградская», симфония № 10 ми-минор; Л. Бетховен симфония № 5 до-минор, симфония № 9 ре-минор; Г. Берлиоз «Фантастическая симфония»; П.И. Чайковский симфония № 6 «Патетическая»,  симфония № 1 «Зимние грёзы», симфония «Манфред»; В.А. Моцарт симфония № 25 соль-минор, симфония № 40 соль-минор.

Мюзикл – Э.Л. Уэббер «Кошки», «Призрак оперы»; Ф. Лоу «Моя прекрасная леди»; Д. Кандер «Кабаре», «Чикаго»; Р. Коччанте «Нотр-Дам де Пари»; Г. Гладков «Бременские музыканты», «Хоттабыч», «Голубой щенок», «Маша и Витя против диких гитар».

Оценка по дополнительным графам – по 2 балла, всего – 4 балла.

Примечание (!)

Если участник олимпиады неверно определил принадлежность прозвучавших произведений соответствующим жанрам, но при заполнении дополнительных граф привёл правильные примеры (например, жанр «опера» – «Русалочка», Даргомыжский; жанр «балет» – «Петрушка», Стравинский и т.п.), предлагается оценивать ответы по 1 баллу.

Примеры определений, образных характеристик для фрагмента № 5:

стремительная, неудержимая, безостановочная, симфоническая, оркестровая, непостижимая, ритмичная, ускоряющаяся, пугающая, взрывная, динамичная, страстная, образная, символичная, победная, утверждающая, полётная, грандиозная, героическая, программная, цикличная, контрастная

По данной части задания начисляется по 1 баллу за каждое определение, образную характеристику, но не более 10 баллов.

За правильное подчёркивание определений, помогающих определить жанровую принадлежность фрагмента № 5 – 3 балла.

Задание третьего типа

Задание № 3, максимальная сумма баллов — 40

Анализ картины В. Борисова-Мусатова «Водоём»

  1. Направление, стиль, вид и жанр живописи. Модерн, символизм, станковая картина, жанровая живопись. По 1 баллу за каждую правильную составляющую ответа. Всего 4 балла.
  1. Сюжет и символическое содержание (если есть).

Примерный ответ на 2 часть задания:

В картине отсутствует сюжетная линия. Возле маленького пруда мы видим двух женщин, погружённых в созерцание. Большая часть картины занята изображением водоёма. В его глади отражаются облака и деревья, зеркальная поверхность пруда неподвижна. Всё полотно наполнено звенящей тишиной. Композиция выстроена так, что пейзаж мы видим только отражённым в воде. Отражённый мир заменяет мир реальный, искажает его. Небесная высь на поверхности водоёма – как глубина бездонного колодца.

Ответ оценивается в зависимости от развёрнутости и точности определений. Не более 6 баллов.

  1.  Краткое композиционное описание и живописные характеристики картины.

Примерный ответ на 3 часть задания:

Женщина в синем платье – цветовой и композиционный элемент картины. Фигуры женщин связаны между собой непрерывностью композиционного развития, движущегося по кругу. Принцип овала – основа композиции, он повторяется в очертании водоёма и в пятне юбки. Складки юбки напоминают морские волны и контрастируют с застылостью водоёма. Из-за отсутствия линии горизонта передний и задний планы сливаются, чаша водоёма как бы «встаёт» вертикально, делая картину похожей на гобелен, и роднит её с монументально-декоративным панно. Цвета картины приглушены и  находятся в спокойно гармонии. Колориты близки пастельным тонам. Цветовые пятна расположены так, что повторяют круговое движение, лежащее в основе композиции. В своей картине художник показывает зрителю мир, полный гармонии и романтической недосказанности.

Ответ оценивается в зависимости от развёрнутости и точности определений. Не более 10 баллов.

  1. Личное впечатление от картины.

Ответ оценивается в зависимости от развёрнутости и точности определений. Не более 10 баллов.

  1. Назовите ещё как минимум 3 произведения В. Борисова-Мусатова. «Автопортрет с сестрой», «Призраки», «Изумрудное ожерелье», «Весна», «Гобелен», «Дама в голубом», «Реквием», «Куст орешника». По 1 баллу за каждый правильный ответ, но не более 6 баллов.
  1. Назовите 3 художников-«однокашников» – друзей, единомышленников, земляков Виктора Борисова-Мусатова. Павел Кузнецов, Кузьма Петров-Водкин, Пётр Уткин. По 2 балла за каждый правильный ответ, всего 6 баллов.

Задание четвёртого типа

Задание № 4, максимальная оценка – 30 баллов

  1. Прочтите названия терминов. Подумайте, каким словосочетанием можно объединить все понятия, запишите. Средства выразительности. 4 балла за правильный ответ.

2. Разделите термины на группы, запишите, дайте группам определение, озаглавив их.   Подчеркните термины, которые записаны в обе группы.

Композиция, форма, ритм, линия, акцент, аккорд, цвет, объём, фактура, тон, мелодия, колорит, размер, интонация, темп, лад, динамика, тембр, контраст, регистр, пятно, фон.

Пример ответа:

  1. Средства художественной    выразительности:    композизия, форма, ритм, линия, акцент, цвет, объём, фактура, тон, колорит, интонация, динамика, контраст, пятно, фон.
  2. Средства музыкальной выразительности: форма, ритм, акцент, аккорд, фактура, тон, интонация, мелодия, размер, темп, интонация,  лад, динамика, контраст, регистр.                  

 Критерии оценивания 2 части задания:

за правильное распределение по группам – 5 баллов;

за правильный выбор названий групп – 5 баллов;

правильное определение терминов, принадлежащих обеим группам – по 1 баллу за каждый термин, но не более 8 баллов.

3. Вопрос на дополнительные баллы. 

Из некоторых терминов разных групп составьте пары определений, проведя аналогии, соотнеся их друг с другом. От 3 баллов за 2 пары до 8 баллов за 7 пар.

ИЗО – музыка

Линия – мелодия

          Пятно – аккорд

          Цвет – тембр

          Колорит – лад

          Динамика – темп

          Контраст – динамика

          Композиция – форма

Всего баллов по всем видам заданий – 190

Поделиться

Задания и ответы регионального этапа 2021 ВОШ по искусству МХК для 9, 10, 11 класса всероссийской олимпиады школьников, официальная дата проведения: 15.02.2021 (15 февраля 2021 года)

Узнать результаты регионального этапа 2021:

Где посмотреть результаты регионального этапа 2021 ВОШ

Оцените статью
Олимпиада