Олимпиада по русскому для 9 класса

1 этап

№1. Хотите услышать фразу, в которой стояли бы рядом 9  гласных звуков? Извольте!

Я знаю ее и ее июльское увлечение…

Всё ли верно в этом примере? Поясните ваше мнение.

№2. Даны русские личные имена и образованные от них фамилии и женские отчества:

Антон – Антонов – Антоновна; Илья – Ильин – Ильинична; Гаврила – Гаврилов – Гавриловна; Иван – Иванов – Ивановна; Кузьма – Кузьмин – Кузьминична; Петр –   Петров —  Петровна; Никита – Никитин – Никитична; Фома – Фомин – Фоминична.

От одного из имён фамилия и отчество образованы неправильно, хотя и считаются нормативными. Найдите это имя.

№3. Прочитайте слова  с их объяснениями. Если объяснения вам кажутся неправильными, запишите свои.

Пасечник – это человек, который пасёт стадо.

Помощник – это человек, равный мне по мощи.

Денщик – это человек, который ест каждый день щи.

Погонщик –  тот, кто носит погоны.

Сверстник – прибор, соединенный с верстаком.

Стрелочник – человек, делающий стрелки для часов.

№4. Расставьте знаки препинания, укажите части речи в предложении.

Он бросил невзначай последний взгляд на дом который был очень стар который несмотря на ветхость и запущенность увы был дорог ему и не оглядываясь поспешно удалился.

№5. Объясните значения фразеологизмов.

Буря в стакане воды, лакмусовая бумажка, загадка Сфинкса, не всякое лыко в строку.

№6. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.

Абонент – абонемент, косный – костный, глиняный – глинистый.

№7. Постройте словообразовательные цепочки.

Дымок, дым, дымить, дымчатый, задымить, дымиться.

№8. Напишите антирекламу (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем.

«Радиостанция, которую не стоит слушать»;

«Фильм, который не стоит смотреть».

№9. Истолкуйте лексическое значение слов.

Холдинг, саммит, секвестр, эксклюзивный.

2 этап

№1. Л. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву Ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв, буква Ё «необязательная к употреблению» (можно писать мед и мёд).

№2. Какая связь существует между словами текст  и  текстильный? Почему возможно выражение словесная ткань?

№3. Сравните слова обуть и разуть. Какой корень в этих словах? Проведите морфемный анализ слов обуть, обутый, обувь.

№4. Чем объясняется комический эффект фразы?

Возмущённый покупатель потребовал у продавца самую жалобную книгу, какая только имелась в их магазине.

№5. Объясните значения фразеологизмов.

Геенна огненная, соль земли, внести свою лепту, зарыть талант в землю, имя им легион.

№6. Составьте связный текст из приведённых ниже предложений. Какие средства для создания этого текста вы используете? Подчеркните их в своём тексте, укажите над ними их часть речи.

Вчера вечером я покупал билет в Москву.Вчера вечером я случайно встретил Костю.Костина сестра училась со мной в одном классе.Мы с Костей не виделись лет десять.Мы с Костей когда-то жили в соседних домах.Наши отцы вместе увлекались рыбалкой.Нельзя сказать, чтобы наши отцы были друзьями.

№7. Распределите данные слова на словообразовательные типы, учитывая, что к одному типу в словообразовании относятся слова, образованные от одной и той же части речи, с одним и тем же словообразовательным аффиксом и одинаковым словообразовательным значением.

Рощица, пепельница, свидетельница, книжица, львица, волчица, сахарница, утешительница, роговица, орлица, лужица, победительница, передовица, медведица, тупица, хлебница, мыльница, умница.

ОТВЕТЫ

Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по русскому языку

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
  3. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
  4. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
  5. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
  6. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа публикуются на сайте Минпросвещения России. На русском языке они обычно выпадают на середину-конец января.
  7. Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения утверждается и публикуется региональным организатором.
  8. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  9. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  10. Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!

Школьная олимпиада по русскому языку. 9класс. | олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

                 Олимпиада по русскому языку

    Школьный этап                

     9 класс

Время выполнения работы- 3часа

Вариант 1

Задание №1 (5баллов)

Из приведённого ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены.

     Вот мчится тройка удалая

     Вдоль по дороге столбовой,

     И колокольчик, дар Валдая,

     Гудит уныло под дугой.

           Задание№2 (10баллов)

Расставьте ударение в словах:

Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.

        Задание №3 (4балла)

Поспорили две ученицы:

— Глагол говорите изъявительного наклонения,- утверждала одна.

— Нет, повелительного наклонения,- не соглашалась вторая.

Каков правильный ответ.

          Задание№4 (3балла)

Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.

Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка,  переночевать.

      Задание№5    (4балла)

Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения: внушить, прихотливый.

              Задание№6 (4балла)

Являются ли этимологически родственными слова

крыть- крыло- крыльцо- крыша ? Объясните.

            Задание№7 (4балла)

Угадайте слово по толкованию его лексического значения:

а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;

б) краткий перерыв между действиями спектакля;

в)изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;

г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

            Задание№8 (8баллов)

Объясните значение заимствованных слов: дюйм, куркума, курсив, реликвия, фетиш, купюра (не деньги), амбиция, гобой.

.

             Задание№9 (4балла)

Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов: а) куда кривая выведет; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка ни чёрту кочерга.

            Задание№10 (7баллов)

Определите, какими частями речи являются выделенные слова:

а) Об этом событии студенты узнали после.

б) Раз мы отправились на экскурсию.

в) После урока дети отправились на прогулку.

г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.

д) Мы голосуем за.

е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.

ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.

            Задание№11 (2балла)

Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). Объясните.

1.Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.

2.Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

3.Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.

4.Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

                Задание №12 (6баллов)

Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» Что это за буква? Какова её судьба в нашей письменности?

             Задание №13(2балла)

В каком предложении неправильно названа грамматическая основа?

1.Всё в городе было ново и непривычно.

2.Главное сейчас — не сидеть сложа руки.

3.На минуту солнце закрыло большое облако.

4.Кто бы мог поверить в такие чудеса.

       Задание№14.(10баллов)

Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра.

Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап…ли тёплые звёзды. В  …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл…вах чу…твуя пр…бл…жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш…м воздухе (не,ни)слышно н…сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л…гушки.

                       Ключи к варианту 1

         Ключ к №1.

Мчится, тройка, удалая, вдоль, дороге, столбовой, колокольчик, Валдая, гудит, дугой.

          Ключ к №2.

Расставьте ударение в словах: балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть,  Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.

          Ключ к №3.

Обе ученицы правы. Вне текста глагол «говорите» можно рассматривать как глагол изъявительного наклонения, 2лица, множественного числа, -ите- личное окончание глагола 2 спряжения- (вы говорите) и как глагол повелительного наклонения (говорите громче),где -и-суффикс повелительного наклонения, те- окончание 2лица множественного числа

       Ключ к №4.

Ночь- ночка

           -ночник

           -ночной

          -ночевать- ночёвка

                            -заночевать

                            -переночевать

     Ключ к №5.

Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения:

Современный разбор————Историческое членение

Внуш-и-ть                                  вн-уш-и-ть(этимологическое значение

                                                       «вложить в ухо»)

Прихот-лив-ый                          при-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах

                                                     при-хот-ь, хот-е-ть, похоть)        

       Ключ к №6.

Корень «кры» отчётливо проявляется в каждом из слов рассматриваемой группы. Все слова являются производными от древнего «крыти» с тем же значением, что и в современном слове «крыть». Слово «крыльцо» (древняя форма «крыльце») первоначально было уменьшительно-ласкательным образованием от крыла.

        Ключ к №7.

А) авантюризм, б)антракт, в) гротеск, г) эпитет.

        Ключ к №8.

Дюйм- английская мера длины; куркума- травянистое растение семейства имбирных; курсив- наклонный типографский шрифт, близкий к рукописному по начертанию; реликвия- свято хранимые как память о прошлом вещи; фетиш- предмет слепого поклонения; купюра- сокращение, изъятие текста; гобой- деревянный духовой музыкальный инструмент.

        Ключ к №9.

А)так, как получится, случится;

б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо;

в) очень быстро, стремительно или упорно делать что-либо;

г) ничем не выделяющийся, посредственный человек.

        Ключ к №10.

а)наречие;  б)наречие;   в)предлог;   г)союз;  д)наречие; е)предлоги; ж)наречие.  

         Ключ к №11.

 4.Название книги является несогласованным приложением, при употреблении слова книга название не склоняется.

         Ключ к №12.

Разделительный твёрдый знак.

         Ключ к №13.

Предложение 3 – облако закрыло.

         Ключ к №14.

Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.

                     2 вариант

            Задание№1.(10баллов)

Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, поименный, обжитое, досуг, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, знамение, озвучение, медикаменты, задолго, еретик, анатом, донельзя, бармен, эксперт, перчить.

        Задание№2  (2,5балла)

Определите, в каких словах пишется буква «э»:

а)д..т…ктор          г)пиру…т(в танце)            ж)трёх…тажный

б)про…кт             д)фуж…р                            з)с…кономить

в)уд…гейцы          е)ду…ль                            и) кар…

          Задание№3(3,5баллов)

Разбейте слова на морфемы: таможенник, оправдательный, осетрина, баллотировать, подъездной, преуменьшать, царственность.

                     Задание№4 (2балла)

В каких случаях на месте пропуска произносится [ э ],а в каких [ о ]?

Голол…дица, оп…ка, аф…ра, безнад…жный, ман…вры.

                       Задание №5 (4балла)

Объясните значение данных выражений, попробуйте определить их происхождение.                                                                                    

Счастливые часов не наблюдают.  Во всех ты, душенька, нарядах хороша!

                                  Со щитом или на щите.

Перекуём мечи на орала.

                          Задание №6  (5баллов)

Есть ли родственная связь между словами мир и милый?

                       Задание №7 (10 баллов)

Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:

Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.

                    Задание №8  (10баллов)

« Да, так-с! Ужасные бестии эти азиаты…» (М.Ю.Лермонтов)

«…Он дамам к ручке не подходит;

    Всё да да нет; не скажет да-с

   Иль нет-с». Таков был общий глас.     (А.С.Пушкин)

«Василий-су! Отведай сего царского брашна!»   (А.К.Толстой)

«Никита-ста! Царь-государь жалует тебя чашей со своего стола» (А.К.Толстой)

«С»  «су»  «ста» — эти «приговорки» называются «словоерсами»

Что они обозначают? Что обозначает слово «словоерс»?

                                 Задание №9  (3балла)

  Определите, какие среди данных слов являются именами существительными одушевлёнными: платье, жизнь, сын, мертвец, труп, народ, семья, душа, кукла, круп, щенок, толпа, урод, общество, отряд, утопленник, брат, гость.

                                  Задание №10  (4балла)

Определите, какими членами предложения являются выделенные наречия.

1.На завтрак были поданы яйца вкрутую.

2.По мосту пришлось ехать шагом.

3.Туфли пришлись впору.

4. У Марфы все дочери уже замужем.

5.Дом слева оказался музеем.

6.Она попросила посетителя быть вежливым к продавцам.

7.Сверху и снизу бежала вода.

8.Его приезд весьма некстати.

       Задание №11 (5баллов)

Восстановите стихотворную строфу по перепутанным строкам, в которых все слова даны в начальной форме, расставьте знаки препинания.

Много, я, час                                                  Прилечь, между, высокий, трава

Бежать, и, наконец, устав                             Прислушиваться, погоня, нет

                        Задание №12 (1балл)

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выбрав пьесу,

1)мы немедленно начали репетировать.

2)оказалось, что там слишком много ролей.

3)началось распределение ролей.

4)была назначена первая репетиция.

                         Задание №13 (5баллов)

Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля? Передайте в научном стиле любую другую русскую пословицу.

Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента с лезвием и обухом.

                        Задание №14 (4балла)

Правильно ли выражена мысль в следующих предложениях? Найдите ошибки, напишите предложения в исправленном виде.

1.Благодаря ненастью транспорт в городе остановился.

2.Абитуриент рассказал свою автобиографию.

3.В декабре более чаще идёт снег.

4.Врач выписал Ирине порошок для головной боли.

                          Задание №15( 15баллов)

      По данному началу создайте текст в публицистическом стиле. Обоснуйте мысль, содержащуюся в первом предложении.

Я уверен, что для полного овладения русским языком , для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми,  но также общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из- под куста лещины.

               Ключи к варианту 2

               Ключ к №1

СлИвовый, пЕтля, усугубИть, поимённый, обжитОе, досУг, новорождённый,  коклЮш, жалюзИ, тУфля, знАмение, озвУчение, медикамЕнты, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя, бАрмен, экспЕрт, перчИть.

              Ключ к №2

В,г,е,ж,з.

                    Ключ к №3

Таможен-н-ик, о-правд-а-тельн-ый, осетр-ин-а, баллот-иров-а-ть, подъ-езд-н-ой, пре- у- мень-ш-а-ть, цар-ств-енн-ость.

                    Ключ к №4

[ э ] – гололедица, опека, афера

[ о ] – безнадёжный, манёвр

           Ключ к №5

1.Счастливые люди обычно не замечают течения времени. Литературный источник – А.С.Грибоедов «Горе от ума»

2.Снисходительность к женским слабостям, к стремлению нарядно одеться, украсить себя. Литературный источник – поэма И.Ф.Богдановича «Душенька»

3.Оказаться  победителем, идти на риск, биться героически и погибнуть в бою. В Древней Греции павшего в бою воина выносили с поля боя на его щите .

4.Сменить войну на мир. «Орало»  — соха

               Ключ к №6

Слово ми-р образовано от слова ми-лый. Древний корень ми является корнем индоевропейского характера и первично имел значение « нежность, радость, удовольствие» (См. словарь Шанского Н.М.)

              Ключ к№7

Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо,  да моет бело. Глаза боятся, руки делают.

                Ключ к №8

«С» — всё, что язык сохранил от слова «государь». «Государь» превратился в «сударь»; «сударь»- в «су»; «су» в «с».

«Ста» — придавало обращению вежливость и почтительность и  обозначало «пожалуй, старый» («пожалуй, награди меня такой милостью твоей») —      

   «Скушайте, пожалуй-ста»

Буква «С» в старославянской азбуке носила название «слово», сочетание из неё и «ера» в народе получило имя «словоер». «Словоерс» буквально значит: «эс да ер будет «с». (УспенскийЛ.В. «Слово о словах»)

           Ключ к №9

Сын, урод, утопленник, брат, гость, щенок.

             Ключ к №10

1-определение;  2-обстоятельство;  3-сказуемое;  4-сказуемое;

5-определение; 6-дополнение;  7-обстоятельство;  8-сказуемое.

           Ключ к №11

Много я часов

Бежал и, наконец, устав,

Прилёг между высоких трав;

Прислушался: погони нет.

            Ключ к №12  —  ( 1).

           Ключ к№13

Что написано пером, не вырубишь топором.

    Ключ к №14

В данных предложениях допущены стилистические ошибки.

1.Из-за ненастья транспорт в городе остановился.

2.Абитуриент рассказал автобиографию.

3.В декабре чаще идёт снег.

4.Врач выписал Ирине порошок от головной боли.

Оцените статью
Олимпиада