Олимпиада по русскому языку 7 класс | Олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть

1 этап

№1. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нём содержится?

Вдруг лебедей метнулась пара…Не знаю чья была вина…Закат замлел над дымкой параАлея  как поток вина.В. Брюсов.

№2. Какое лингвистическое явление использовано в рифме стихотворения (смотри текст задания №1)? Раскройте содержание этого термина?

№3. Перепишите первую строку текста задания №1. Какие звуки передаёт буква Е в словах первой строки текста?

№4. Запишите словами следующие сочетания и сложные слова. Назовите два самых длинных слова: на 385-й день, 86-копеечный, 56-процентный, 42-градусный, 30-тонка, 250-летие.

№5. Объясните лексическое значение выделенных слов в тексте. Являются ли эти значения прямыми или переносными. Докажите своё решение.

Но свежее пахнет зеленями

Молодой озябший чернозем,

И струится чище над полями

Звездный свет в молчании ночном.

И. Бунин.

№6. Докажите, что фраза (Не) (за) чем вот здесь прятаться имеет несколько вариантов орфографического и пунктуационного решения,  а значит, и неодинакового понимания.

2 этап

№1. Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Я. Козловский.

№2. Какое слово является самым длинным? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно правильно (слитно, через дефис, раздельно) написать перечисленные слова. В каких случаях нельзя правильно выбрать написание? Почему?

(Шерсте)заготовительная контора,  (вечно)синее небо Флоренции, вера в (высоко)даровитого художника, (желтовато)пышные волосы, (густо)исписанные стихами листы, (все)побеждающая сила, (мало)осведомленный читатель, (вызывающе)развязный тон, (микроскопически)малая величина.

№3. Какое слово является лишним в подборке слов? Докажите своё решение лингвистически:

а) зеленеть, зеленеют, зелень, зеленый; б) кекс, парикмахерская, брудершафт.

№4. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нём содержится?

Я вольный ветер, я вечно вею…Волную волны, ласкаю ивы…В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,Лелею травы, лелею ивы.К. Бальмонт

№5. Объясните значения фразеологизмов. Употребите их в предложении. В какой ситуации вы их употребляете?

 Бабушка надвое сказала, собака на сене, филькина грамота.

№6. Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс – АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет?

3 этап

№1. Расставьте ударение в словах:  ворожея, торги, дозвонишься, древко, гравировать, облегчить, апостроф, форзац, завсегдатай, танцовщица, кремень, щавель, тигровый, диспансер.

№2. Как правильно писать слово (с,ссу(ж,жж)е(н,нн)ый? Обоснуйте свой ответ.

№3. Какие значения, не зафиксированные толковыми словарями, имеют в современной речи слова: зелёные, кинуть, мышка, стучать, тормозить, париться, забить.

Постарайтесь сформулировать словарное определение этих значений.

№4. Перед вами предложение на непонятном языке, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Можно ли сделать морфемный и морфологический разборы всех слов, его составляющих? Докажите. Какие грамматические категории невозможно определить, не зная значения слов? Возможны ли варианты?

Флюка грибно затрушела горизаясь мысню бжела.

№5. Что объединяет все эти фразеологизмы? Объясните их значения. Придумайте с ними предложения. В какой ситуации вы их употребляете в своей жизни? Заваривать кашу, расхлёбывать кашу, кашу маслом не испортишь, с (кем-то) каши не сваришь, мало каши ел, каша в голове, (сапоги) каши просят.

№6. Разберите по составу слова и подтвердите ваш разбор словообразовательными цепочками: сногсшибательно, осточертеть, сутолока, понадобилось, добродетельный.

№7. В балладе «Василий Шибанов» А.К. Толстой передаёт речь князя Курбского так, чтобы она как можно больше напоминала эпоху Ивана Грозного:

«Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,                    

В небытную ересь прельщенный?                                     

Внимай же! Придет возмездия час,                                   

Писанием нам предреченный,

И аз, иже кровь в непрестанных боях

За тя, аки воду, лиях и лиях,     

С тобой пред судьёю предстану».

(Так  Курбский писал к Иоанну).

Что же именно Курбский писал к Иоанну? Напишите «подстрочный перевод» письма Курбского с русского на русский.

№8. В международном детском лагере встретились мальчики Ян, Ованес, Джон, Джек, Вано, Жан, Хуан, Иоганн, Хосе, Иван. Определите, кто из какой страны приехал. Найдите лишнее имя. Обоснуйте свой ответ.

4 этап

№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, глаголы «осудить» и «обсудить», существительные «судьба» и «рок». Но почему их так называют – «слова-близнецы»? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами.

№2. Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их вместе, используя обе части:

  • Коня узнают по зубам… Конь играет удилами… Хороший – умом… Что хорошему человеку помеха… Человека – по речам… Болтун – языком… Плохой человек славится озорством… То дурному – утеха…
  • Горькое сладким – трудно… Бранить лучше в глаза… Из слушанного – знания… Сладкое горьким сделать легко… Хвалить – за глаза… Из капель получается море…

№3. Сейчас многие слова уже позабыты, и это мешает нам иногда правильно понимать, что писатель хотел сказать. К таким, в частности, можно отнести и выделенные слова в отрывке из повести М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская». Объясните, что означают эти слова в тексте.

Итак, все его путешествия ограничивались поездками с толпою таких же негодяев, как он, в Петровский, в Сокольники и  Марьину рощу. Можете вообразить, что они не брали с собой тетрадей и книг, чтобы не казаться педантами. Приятели его… были всё молодые люди, которые встречались с ним в обществе, ибо в то время студенты были почти единственными кавалерами московских красавиц, вздыхавших невольно по эполетам и аксельбантам, не догадываясь, что в наш век эти блестящие вывески утратили своё прежнее значение.

№4. Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации. Используйте, где это нужно, и прямую речь. Добейтесь того, чтобы не было повторов. Объясните, почему для разных людей самым ценным ориентиром оказалось разное.

Путешественник оказался в незнакомом городе и спрашивает у прохожих, как пройти к музею. Один человек посоветовал ему найти купола, дойти до церкви, потом повернуть направо, там будет музей. Но другой человек решил, что так идти не совсем удобно. Он предложил дойти до мечети, а от нее повернуть налево, таким образом можно сократить путь.

№5. Как называются люди, живущие в Петербурге, Одессе, Томске, Харькове, Пскове, Курске, Ярославле?

№6. Укажите, чем отличаются выделенные омонимичные слова (да – да; как – как). Спишите предложения, расставив знаки препинания и выделив грамматические основы.

Мороз не велик, да стоять не велит. Два друга – мороз да вьюга. Как вольго дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!..  Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток.

№7. Вот начало русской народной сказки «Морозко»:

Живало-бывало, — Жил дед да с другой женой. У деда была дочка, у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернёшься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – ещё до свету… Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть шумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется.

А вот как начинается немецкая сказка (в буквальном переводе):

У одной вдовы было две дочери, одна из которых была прекрасна и прилежна, а другая некрасива и ленива. Но она любила больше некрасивую и ленивую, так как та была ее родной дочерью, а другая должна была выполнять всю работу и быть в доме золушкой.

Сопоставьте фрагменты из сказок: чем они похожи и чем отличаются? Какая вам больше нравится? Почему? Вспомните названия сказок со схожим сюжетом. Кто их авторы?

 №8. Перепишите следующие слова в таком порядке:

  • Слова, где есть разделительный Ь
  • Слова, где только мягкие согласные звуки
  • Слова, где звуков столько же, сколько и букв

Целый день лежит тюлень,И лежать ему не лень.Жаль, тюленье прилежанье -Не пример для подражанья.Б. Заходер.

Ответы

Олимпиада по русскому языку 7 класс | олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

Ответы на задания  олимпиады по русскому языку

7 класс

24 февраля – 24 марта 2022 года

  1. Расставить ударения в словах:

танцовщица, диспансер, дремота, искра, квартал, красивейший, средства,  христианин, щавель, газопровод.

(10 б.)

Ответ: 

  1. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?
  1. воробьи, перешьют, поставь;
  2. маячить, разрежьте, бурьян;
  3. увлечься, мальчонка, съешьте;
  4. объедки, уязвить, обжечься.

(3 б.)

Ответ:  4)объедки, уязвить, обжечься.

  1. Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф.

(10 б.)

Ответ:   интуиция – чутье, проницательность;

экстренный – срочный, спешный;

шарм – обаяние, очарование;

абсурд – бессмыслица, нелепость;

шеф – начальник, глава.

  1. В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.
  1. Ветрило – сильный ветер.
  2. Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.
  3. Ферт – название буквы Ф.
  4. Кузен – двоюродный брат.
  5. Чело – голова.
  6. Конка – городской транспорт с конной тягой
  7. Челобитная – наказание.
  8. Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье.

(10 б.)

Ответ:

  1. Ветрило –  парус.
  2. Ланиты –  щеки.

     5)  Чело –  лоб.

7)  Челобитная –  письменная просьба в древней Руси с XIV века.

8)Наперсник –  любимец ,пользующийся всеобщим доверием.

  1. Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?

(6 б.)

  1. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

Ответ: Фома неверующий.

  1. О кротком, безобидном человеке.

Ответ: мухи не обидит.

  1. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.

Ответ:  козел отпущения.

  1. О человеке, который часто меняет свои решения.

Ответ:  семь пятниц на неделе.

  1. О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.

Ответ:  собака на сене.

  1. Об очень худом, изможденном человеке.

Ответ:  кожа да кости.

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами?
  1. узы, оковы, путы
  2. воображение, фантазия, вымысел
  3. усердие, одолжение, услуга
  4. холм, пригорок, возвышенность.

(3 б.)

Ответ: 3)усердие, одолжение, услуга.

  1. Укажите слова, морфемный состав которых не соответствует схеме     Олимпиада по русскому языку 7 класс | Олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть
  1. вымокнув, по-медвежьи, похвала, посмешище, плавление
  2. заглянуть, булочник, поумнее, доросший, местность.
  1. б.)

Ответ:

1)вымокнув, по-медвежьи, похвала, плавлении

2)заглянуть, булочник, поумнее, местность.

  1. Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте словосочетания с ними.

строй, жгут, печь, ласково, стекло

(10 б.)

Ответ: строй – глагол, существительное;

жгут – глагол, существительное;  

печь– глагол, существительное;

ласково – наречие, краткое прилагательное;

стекло – существительное, глагол.

Строй солдат, строй дом; жгут сено, медицинский жгут; печь хлеб, русская печь; ласково сказать, море ласково; чистое стекло, стекло по руке.

  1. Найдите и исправьте речевые ошибки.
  1. Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
  2. Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья.
  3. Это был самый вернейший способ решения задачи.
  4. Он рассказал мне автобиографию своей жизни.
  5. Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина.
  6. Театр вмещает до пятисот пятидесяти зрителей.

(10 б.)

Ответ:

  1. Когда закрываешь книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
  2. Из-за сильных морозов погибли фруктовые деревья.
  3. Это был самый верный способ решения задачи.
  4. Он рассказал мне автобиографию.
  5. Мы вновь смогли прочитать лучшую поэму Пушкина и насладиться  ею.
  1. Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2022 году пополнился 3 846 книгами.

(3 б.)

Ответ: в две тысячи одиннадцатом,

тремя тысячами восемьюстами сорока шестью.

  1.  Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Темна сибирская осенняя ночь близ Байкала. Мы по-прежнему плывем вдоль левого берега извилистой и порожистой речки. Третий день по-осеннему моросит мелкий, не прекращающийся ни на минуту дождь. У нас шерстяная одежда и непромокаемые кожаные сапоги. Но все-таки никому из нас никак не удается спастись от дождя. Он проникает повсюду, не давая никакой пощады, не оставляя ни одной сухой нитки. Никуда от него не убежишь и не спрячешься.

Справа виднеются крутые берега, а слева  бесконечной лентой тянется зеленый лес.  К ночи нужно обязательно добраться до села, а  впереди  еще самый страшный перекат. Чтобы преодолеть его, нужно рассчитать время с точностью до полминуты. Вот он шумит. Издалека слышится звериный рев его волн.

        Из-за шума ветра мы  совсем  не замечаем, как подходим к перекату почти вплотную.

        Через  несколько секунд перекат, свирепо  грохочущий, остается уже где-то сзади.

(25 б.)

Максимальное количество баллов – 100

Оцените статью
Олимпиада