Олимпиада по русскому языку 7 класс районный этап с ответами | школьные олимпиады с ответами — школьные олимпиады с ответами
7 класс
Задание 1
- Определите, сколько раз звуки, составляющие слово день, встречаются в следующем тексте.
Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях
И «Яблочко»-песню
Держали в зубах.
Ах, песенку эту
Доныне хранит
Трава молодая —
Степной малахит.
М. Светлов
По 0,5 балла за правильный ответ, всего 4,5 балла
Ответ: [д,эн,]: [д,] – 1 раз; [э] – 5 раз; [н,] – 3 раза.
Задание 2
Сгруппируйте слова по месту ударения (А – первый слог, Б – второй слог,
В – третий слог, Г – четвертый слог):
1) позвонит; 2) договор; 3) балованный; 4) газопровод; 5)диспансер;
6) гнездовище; 7) ходатайство; 8) упрочение; 9) стрельбище;
10) сомкнутый; 11) сливовый; 12) ракушка.
Ответ:
А: стрельбище, сомкнутый, сливовый, ракушка;
Б: балованный, ходатайство, упрочение, ракушка;
В: позвонит, договор, гнздовище, диспансер;
Г: газопрвод
По 0,5 баллу за правильный ответ, всего 6 баллов
Задание 3
К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-.
Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.
10 баллов
Ответ
Гнаться за кем-то – преследовать; ложное толкование – превратное; помеха – преграда, препятствие; лицемерный, неискренний – притворный; милый, обаятельный – прелестный; тень умершего – призрак, привидение; хороший знакомый – приятель; отношение свысока – пренебрежение, презрение; очень печальный случай – прискорбный; находиться где-нибудь – присутствовать; необычное, увлекательное путешествие – приключение.
По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов
Задание 4
Мы говорим: Дом сгорел дотла.
Что такое тло?
5 баллов
Ответ
Обычно смысл выражения дотла связывают с глаголом тлеть. На самом деле тло значит основание. Сгореть дотла – сгореть до основания.
Задание 5
Каким частям речи свойственны окончания:
А) -ый, -ого, -ому, -ый(-ого), -ым, -ом;
Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;
В) -ем, -ете, -ут?
За каждый пример по 1 баллу, всего 3 балла
Ответ
А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.
Задание 6
Найдите местоимения в этом предложении, определите их разряд.
Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам может прочитать эти книги.
По 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов
Ответ
Себе – возвратное
Какого-нибудь – неопределённое
Который – относительное
Несколько – неопределённое
Он – личное
Некоторые – неопределённое
Те – указательное
Иные – определительное
Сам – определительное
Эти – указательное
Задание 7
«Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.
Коня узнают по зубам… хороший умом… вторая натура… Конь играет удилами… Плохой человек славится озорством… Что хорошему человеку помеха… … человека по речам. …болтун языком. … то дурному утеха… Привычка.
По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов
Ответ
Коня узнают по зубам, человека — по речам.
Конь играет удилами, болтун — языком.
Плохой человек славится озорством, хороший — умом.
Привычка — вторая натура.
Что хорошему человеку помеха, то дурному – утеха.
Задание 8
Прочитайте текст, озаглавьте, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.
Есть в истории… нашей страны одна праздничная дата, о которой надо об…зательно помнить всем. Помнить и хр…нить как великую ценность нашей истории и культуры. Это пр…здник Победы – 9 Мая.
Хранить пр…здник – значит, сохранять в душе то чу…ство единения, в к…тором спл…лись гордость за Отечество гореч… непомерных утрат радость возрождения к жизн… надежды на буд…щее любовь к людям веры в добро. Праз…ник Победы – это праз…ник жизни, победивш…й смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.
Пусть этот день навсегда будет связ…вать пок…ления живым огнем сердечного общения пам…тью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праз…ника старшим – в…теранам служившим во благо Отчизны.
15 баллов
Ответ
Подарить радость
Есть в истории нашей страны одна праздничная дата, о которой надо обязательно помнить всем. Помнить и хранить как великую ценность нашей истории и культуры. Это праздник Победы – 9 Мая.
Хранить праздник – значит, сохранять в душе то чувство единения, в котором сплелись гордость за Отечество, горечь непомерных утрат, радость возрождения к жизни, надежды на будущее, любовь к людям, веры в добро. Праздник Победы – это праздник жизни, победившей смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.
Пусть этот день навсегда будет связывать поколения живым огнем сердечного общения, памятью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праздника старшим – ветеранам, служившим во благо Отчизны.
Поделиться
Задания и ответы муниципального районного этапа 2021 по русскому языку для 7, 8, 9, 10, 11 класса всероссийской олимпиады школьников ВСОШ 2021-2022 учебного года. Официальная дата проведения олимпиады в Санкт-Петербурге: 16.11.2021 (16 ноября)
Посмотреть задания 7-8 класс
Посмотреть ответы 7-8 класс
Посмотреть задания 9 класс
Посмотреть ответы 9 класс
Посмотреть задания 10-11 класс
Посмотреть ответы 10-11 класс
Районный этап 2021 олимпиады по русскому языку 10-11 класс задания и ответы:
1)Прочитайте текст и заполните пропуски. На месте пропуска могут находиться буквы, пробелы, дефис, отсутствие любых знаков или сочетание перечисленных объектов. Также расставьте знаки препинания в нужных местах. Слитное написание или отсутствие какоголибо знака обозначайте так: , раздельное написание — так: .
Он пр[ ]шел и спрятал письмо мой т[ ]м[ ]тельный сосед. С[ ]улясь сел он за стол и р[ ]скрыл альбом города Рима. Пышная книга с золотым о[ ]резом стояла перед его ол[ ]ковым не[ ]выр[ ]зительным лицом. Над круглой его спиной блестели зуб[ ]тые р[ ]звали[ ]ы Капитолия и арена цирка осв[ ]щ[ ]ая закатом.
Снимок королевской семьи был заложен тут[ ]же между большими гл[ ]нц[ ]итыми листами. На клочке бумаги вырва[ ]ом из календаря был изобр[ ]жен пр[ ]ветливый [ ]едушный король Виктор-Эммануил с[ ] своей черно[ ]волосой женой с нас[ ]дным принц[ ]м Умберто и целым выво[ ]ком принце[ ].
2)М. Е. Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» так описывает рукопись градоначальника Василиска Бородавкина: Сочинение это составляет детскую тетрадку в четвёртую долю листа; читать рукопись очень трудно, потому что правописание её чисто варварское.
Например, слово «чтоб» везде пишется «штоб» и даже «штоп», слово «когда» пишется «кахда» и проч. 1. Опишите принцип, которым руководствовался Василиск Бородавкин в правописании. 2. С точки зрения носителя современного русского литературного языка или любого из его диалектов, в одном из выделенных примеров допущена вынужденная неточность (отступление от выбранного принципа правописания). О какой неточности идёт речь? Из-за чего возникла эта неточность? (6 баллов)
3)Известная повесть Джеральда Даррелла в русском переводе называется «Филе из палтуса». 1. Какая грамматическая особенность слова филе в этом названии выглядит необычно для носителя современного русского языка? Как выглядело бы название повести без этой особенности? 2. В каком значении употреблено слово филе в названии?
4)Перед вами пример, взятый из статьи в интернет-издании. Опишите два способа, которыми можно понять подчёркнутое выражение. Какой из них останется, если добавить в это выражение самых, и почему? На этот раз праздничное шествие «Белогорск — это мы!» прошло гораздо масштабнее, чем в предыдущие годы. <…> Одна из многочисленных колонн — работники городского образования.
5)1. Перед вами глаголы в форме ж. р. ед. ч. прошедшего времени. Разделите их на две равные группы и опишите принцип группировки. Выкупала, выносила, забегала, задвигала, парила, спала. 2. К какой группе относится глагол из следующего примера? Объясните свой ответ. А все Ту-114 уже вылетали свой ресурс
6)1. Разделите приведённые существительные на три равные группы по значению и объясните принцип группировки. Агентство, детство, казачество, крестьянство, купечество, министерство, пароходство, рабство, свинство. 2. Слова дворянство, рыцарство, священство имеют признаки, присущие двум из трёх выделенных вами групп. Назовите эти группы.
7)1. Распределите приведённые слова в две равные группы и объясните принцип группировки. Борт, глава, голова, комната, лик, метр, рука, час, часть, язык. 2. Вставьте пропущенные слова в следующих предложениях из текстов XVIII–XIX вв., если известно, что в примере 2 производящее для пропущенного слово в языке данного автора относилось не к той группе, что в современном русском литературном языке. (1)
Письмо было запечатано не именной печатью правительницы, но перстневой, с изображением государственного _______ орла. (2) Во оном погосте две церкви: одна каменная, другая деревянная; каменная _______, в верхнем этаже престол Воскресению Христову, в нижнем ― Рождеству Христову; в деревянной настоящий храм ― великомученику Георгию, придельный ― мученикам Фролу и Лавру.
8)Перед вами предложения из текстов XIX в., взятые из базы Национального корпуса русского языка. Прочитайте их и заполните пропуски в тексте ниже. (1) Весь сей берег, так сказать, усеян строением: на каждых трёх или четырёх верстах встречаются многолюдные селения; при каждом обильная рыбная ловля.
Заведения японские по сей части промышленности беспримерны; мы часто проезжали тони1 в то время, когда вытаскивали из воды на берег невода огромной величины, с невероятным количеством рыбы. Лучшая здешняя рыба вся из рода лососины, та же самая, какая ловится в Камчатке. (2)
Гор[од] Нижний, центр нашей торговой промышленности, сообщается Волгою, Каспийским морем и Курою с Тифлисом, который в сем случае может сделаться складочным местом для наших товаров. В приведённых примерах слово промышленность употреблено в устаревших значениях.
Тем не менее, некоторые однокоренные слова и сейчас сохраняют связь с этими значениями: для примера 1 это существительное (А) _______ и прилагательное (Б) _______, которое означает «такой, который служит предметом массовой охоты или массового лова».
Для примера 2 это глагол (В) _______ со значением «зарабатывать себе на жизнь каким-то (А)». Кроме того, существительное (A) используется в значении, связанном с христианским представлением о заботе Бога о мире. То же значение имеет и другое слово, (Г) _______, имеющее ту же приставку, а ещё одно слово, пишущееся точно так же, обозначает способность предсказывать будущее.
9)Выпишите из текста в задании 1: 1. Одно существительное, которое, судя по написанию, содержит на один звук больше, чем в современном русском языке. 2. Два существительных, особенность значения которых в этом тексте позволила употребить их в нехарактерной форме.
Объясните, в чём необычность формы и значения, в которых они употреблены. 3. Глагол, исторически однокоренной существительному встреча. Укажите устойчивое выражение, отсутствующее в тексте, в которое входит этот глагол. 4. Два слова служебных частей речи, исторически родственных вопросительной частице. Укажите для них части речи.
10)М. Е. Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» так описывает рукопись градоначальника Василиска Бородавкина: Сочинение это составляет детскую тетрадку в четвёртую долю листа; читать рукопись очень трудно, потому что правописание её чисто варварское.
Например, слово «чтоб» везде пишется «штоб» и даже «штоп», слово «когда» пишется «кахда» и проч. 1. Опишите принцип, которым руководствовался Василиск Бородавкин в правописании. 2. С точки зрения носителя современного русского литературного языка или любого из его диалектов, в одном из выделенных примеров допущена вынужденная неточность (отступление от выбранного принципа правописания). О какой неточности идёт речь? Из-за чего возникла эта неточность?
11)Перед вами предложения, взятые из базы Национального корпуса русского языка. 1 Наше радиовещание развивается по тем же законам, что и западное. 2 Колонна покинет Москву 15 августа утром и тем же вечером прибудет в Нижний Новгород. 3 Они жили в том же доме, что и Товстоноговы.
4 В один из посёлков жители смогли вернуться лишь весной 1954 года, но зато они избежали судьбы японских рыбаков, попавших той же весной под радиоактивный дождь от американского испытания. 1. Определите лишнее предложение и объясните свой выбор. 2. Какие из следующих предложений содержат конструкцию, близкую по смыслу к той, что содержится в трёх предложениях из четырёх, приведённых выше?
Объясните свой выбор. 1 Жизнь отца Андрея переменилась в один час. 2 В один час ложатся, в один час встают… 3 Вы родились в один день, в один час, так заклинала. 4 Восемнадцать лет назад в один день, в один час родились двое ― ты и этот… ну, как его там…
12)Среди сложных предложений, приведённых ниже, два предложения синтаксически отличаются от остальных. Укажите эти два предложения и объясните, чем каждое отличается от большинства. 1 Мысль, что пришла Васе в голову, была разумной. 2 Мысль, что Аня опоздает, казалась невероятной.
3 Это была такая мысль, что от неё хотелось смеяться. 4 Это была идея, что будоражила мое сознание последние дни. 5 Замечание, что было высказано, не нашло поддержки. 6 Замечание, что меня так беспокоило, Михаил Александрович записал в дневник.
13)В стихотворении А. С. Пушкина «К Чаадаеву» есть строка Отчизны внемлем призыванье. 1. Укажите в приведённой строке синтаксические связи между словами, используя стрелки от главных слов к зависимым. 2. Глагол внемлем обладает здесь грамматической особенностью, редкой для его употреблений в современном русском языке.
В чём заключается эта особенность? 3. Назовите инфинитив глагола внемлем. Приведите альтернативную форму 1 л. мн. ч. этого глагола. Назовите один любой однокоренной или исторически однокоренной глагол, обладающий аналогичным вариативным спряжением.
14)Перед вами два отрывка из газетных публикаций. (1) У меня не было ещё ни одной поездки в округ, чтобы в её ходе состоялось менее 20 встреч. (2) Первый документ Наблюдательного совета вступит в действие уже на форумеярмарке, которая пройдёт с 22 по 27 августа в Центральном выставочном центре «Манеж».
Все партии в ходе неё получат возможность «себя показать, на готовность конкурентов посмотреть», пообщаться с прессой и избирателями и провести презентации своих объединений. 1. Определите, к каким частям речи относятся все слова в выделенных фрагментах.