Олимпиада по русскому языку для 7 класса | Олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку 7 класс | олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Школьная олимпиада по русскому языку для 7 класса

2022-2022 учебный год

Задание № 1. Расставьте ударения в следующих словах:

Баловаться, договор, заржаветь, положить, облегчить, квартал, красивее, кухонный, позвонит, феномен.

Задание № 2. Какие слова получатся, если звуки слов лён и куль произнести в обратном порядке? Запишите эти слова.

Задание № 3. Одинаковы ли по морфемному составу выделенные слова? Каково их лексическое значение?

Слепить глаза – слепить игрушку;

Скупить книги – скупой на ласку.

Задание № 4. Найдите корень в словах беседка, бестолочь, безделка, бездна, бесёнок.

Задание № 5. Замените данные слова фразеологизмами.

Опытный, плачущий, молчать, хвалить, обманывать, исчезать.

Задание № 6. Подберите к заимствованным словам русские синонимы.

Ситуация, миссия, имитация.

Задание № 7. В каком варианте указаны ряды слов, относящихся к одной части речи?

А) вдвоём, двойка, второй, удвоить.

Б) кого-то, своя, каждый, ничей.

В) двое, полтора, семнадцатый, обе.

Г) повыше, высота, превысил, возвысив.

1. А,Б       3. В, Г

2. Б, В      4. Б, Г

Задание № 8. Образуйте формы родительного падежа множественного числа существительных: грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.

Задание № 9. Исправьте грамматическую ошибку в следующем примере:

Задача была решена неверно благодаря арифметической ошибке.

Задание № 10. Напишите мини-сочинение на тему «Язык – великое наследие для всех поколений…» (В. Г. Белинский)

Ключи к заданиям для проведения школьной олимпиады

по русскому языку в 7 классе

Задание № 1. Расставьте ударение в следующих словах:

Баловаться, договор, заржаветь, положить, облегчить, квартал, красивее, кухонный, позвонит, феномен.

Ответ: Балова′ться, догово′р, заржа′веть, положи′ть, облегчи′ть, кварта′л, краси′вее, ку′хонный, позвони′т, фено′мен.

Оценка: За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимальный балл – 5

Задание № 2. Какие слова получатся, если звуки слов лён и куль произнести в обратном порядке? Запишите эти слова.

Ответ: ноль, люк.

Оценка: За каждый правильный ответ – 1,5 балла. Максимальный балл – 3

Задание № 3. Одинаковы ли по морфемному составу выделенные слова? Каково их лексическое значение?

Слепить глаза – слепить игрушку;

Скупить книги – скупой на ласку.

Ответ: По своему строению и значению слова разные:

Слеп-и-ть глаза – с-леп-и-ть игрушку. Слепить (глаза) употреблено в значении «ярко освещать», а слепить (игрушку) – «сделать игрушку из какого-либо материала (пластилина, глины)».

С-куп-и-ть книги – скуп-ой на ласку. Скупить (книги) – «купить много в разных местах», скупой (на ласку) – прилагательное, выступающее в роли существительного, означающего «жадный, бережливый, сдержанный».

Оценка: За правильно выполненный морфемный разбор – 2 балла. За правильное объяснении е значений слов – 2 балла. Максимальный балл – 4

Задание № 4. Найдите корень в словах беседка, бестолочь, безделка, бездна, бесенок.

Ответ: Бесед- ка, бес-толочь, без-дн-а, без-дел-ка, бес-енок.

Оценка: За каждый правильно выделенный корень – 0,5 балла. Максимальный балл – 2,5

Задание № 5. Замените данные слова фразеологизмами.

Опытный, плачущий, молчать, хвалить, обманывать, исчезать.

Ответ: Опытный – собаку съел, плачущий – глаза на мокром месте,  молчать – воды в рот набрать, хвалить – петь дифирамбы, обманывать – обвести вокруг пальца, исчезать – как сквозь землю провалиться.

Оценка: За каждый правильно подобранный фразеологизм – 1,5 балла. Максимальный балл – 9

Задание № 6. Подберите к заимствованным словам русские синонимы.

Ситуация, миссия, имитация.

Ответ: Ситуация – обстановка, совокупность обстоятельств. Миссия – представительство, задание, роль. Имитация – подражание, подделка.

Оценка: За каждый правильно подобранный синоним – 1 балл. Максимальный балл – 3

Задание № 7. В каком варианте указаны ряды слов, относящихся к одной части речи?

А) вдвоём, двойка, второй, удвоить.

Б) кого-то, своя, каждый, ничей.

В) двое, полтора, семнадцатый, обе.

Г) повыше, высота, превысил, возвысив.

1. А,Б       3. В, Г

2. Б, В      4. Б, Г

Ответ: 2

Оценка: 2 балла.

Задание № 8. Образуйте формы родительного падежа множественного числа существительных: грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.

Ответ: грамм – граммов, дело — дел, мандарин — мандаринов, место — мест, носки — носков, помидор — помидоров, рельсы — рельсов, чулки — чулок, яблоки – яблок.

Оценка: За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимальный балл – 4,5

Задание № 9. Исправьте грамматическую ошибку в следующем примере:

Задача была решена неверно благодаря арифметической ошибке.

Ответ: Задача решена неверно из-за арифметической ошибки.

Оценка: за правильный ответ – 2 балла.

Задание № 10. Напишите сочинение на тему «Язык – великое наследие для всех поколений…» (В. Г. Белинский)

Оценка: максимальный балл за сочинение – 15 баллов.

Максимальное количество баллов за всю работу – 50.

Олимпиада по русскому языку для 7 класса | олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2022/2022 учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК

7 КЛАСС

Максимальное количество баллов – 100 баллов.  

Время выполнения – 1час 30 минут.

Включает один вариант. Состоит из 11 вопросов.

Ф.И. учащегося ______________________________________ класс ___ «____»

Школа _______________________________

  1. Расставить ударения в словах:

танцовщица, диспансер, дремота, искра, квартал, красивейший, средства,  христианин, щавель, газопровод.

(10 б.)

  1. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?
  1. воробьи, перешьют, поставь;
  2. маячить, разрежьте, бурьян;
  3. увлечься, мальчонка, съешьте;
  4. объедки, уязвить, обжечься.

(3 б.)

  1. Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф.

(10 б.)

  1. В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.
  1. Ветрило – сильный ветер.
  2. Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.
  3. Ферт – название буквы Ф.
  4. Кузен – двоюродный брат.
  5. Чело – голова.
  6. Конка – городской транспорт с конной тягой
  7. Челобитная – наказание.
  8. Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье.

(10 б.)

  1. Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?
  1. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.
  2. О кротком, безобидном человеке.
  3. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.
  4. О человеке, который часто меняет свои решения.
  5. О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.
  6. Об очень худом, изможденном человеке.

(6 б.)

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами?
  1. узы, оковы, путы
  2. воображение, фантазия, вымысел
  3. усердие, одолжение, услуга
  4. холм, пригорок, возвышенность.

(3 б.)

  1. Укажите слова, морфемный состав которых не соответствует схеме  Олимпиада по русскому языку для 7 класса | Олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьОлимпиада по русскому языку для 7 класса | Олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть
  1. вымокнув, по-медвежьи, похвала, посмешище, плавление
  2. заглянуть, булочник, поумнее, доросший, местность.

(10 б.)

  1. Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте словосочетания с ними.

строй, жгут, печь, ласково, стекло

(10 б.)

  1. Найдите и исправьте речевые ошибки.
  1. Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
  2. Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья.
  3. Это был самый вернейший способ решения задачи.
  4. Он рассказал мне автобиографию своей жизни.
  5. Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина.
  6. Театр вмещает до пятисот пятидесяти зрителей.

(10 б.)

  1. Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2022 году пополнился 3 846 книгами.

(3 б.)

  1.  Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Темна с..бирская осе(н,нн)яя ноч.. близ Байкала. Мы (по)прежнему плывем (в)доль левого берега извил..стой и порож..стой реч..ки. Третий день (по)осе(н,нн)ему моросит мелкий (не)пр..кращающийся ни на минуту дождь. У нас шерст..ная одежда и непром..каемые кож..(н,нн)ые сапоги. Но все(таки) н..кому из нас (ни)как не удае(тся,ться) спастись от дождя. Он прон..кает (по)всюду не давая н..какой пощ..ды не ост..вляя ни одной сухой нитки. (Ни)куда от него (не)убежиш.. и (не)спряч..шься.

(С)права в..днею(тся,ться) крутые берега а (с)лев..  бе..конечной лентой тян..(тся,ться) зеленый лес. (К)ночи нужно об..зательно д..бра(тся,ться) до села а (в)переди  ещ.. самый страшный перекат. Что(бы) пр..од..леть его нужно ра(с,сс)читать время с точност..ю до (пол)минуты. Вот он шумит. (Из)далека слыши(ться,тся) звер..(н,нн)ый рев его волн.

        Из(за) шума ветра мы  (со)всем  (не)зам..чаем как подходим к перекату почти (в)плотную.

        Через  (не)сколько секунд перекат свирепо  грохоч..щий остается уже где(то) (с)зади.

(25 б.)

Ответы на задания  олимпиады по русскому языку

  1. класс
  1. Расставить ударения в словах:

танцовщица, диспансер, дремота, искра, квартал, красивейший, средства,  христианин, щавель, газопровод.

(10 б.)

Ответ: Олимпиада по русскому языку для 7 класса | Олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьОлимпиада по русскому языку для 7 класса | Олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

2.В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?

1)воробьи, перешьют, поставь;

2)маячить, разрежьте, бурьян;

3)увлечься, мальчонка, съешьте;

4)объедки, уязвить, обжечься.

(3 б.)

Ответ:  4)объедки, уязвить, обжечься.

3.Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф.

(10 б.)

Ответ:   интуиция – чутье, проницательность;

экстренный – срочный, спешный;

шарм – обаяние, очарование;

абсурд – бессмыслица, нелепость;

шеф – начальник, глава.

4.В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.

1)Ветрило – сильный ветер.

2)Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.

3)Ферт – название буквы Ф.

4)Кузен – двоюродный брат.

5)Чело – голова.

6)Конка – городской транспорт с конной тягой

7)Челобитная – наказание.

8)Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье.

(10 б.)

Ответ:

  1. Ветрило –  парус.
  2. Ланиты –  щеки.

     5)  Чело –  лоб.

7)  Челобитная –  письменная просьба в древней Руси с XIV века.

                                                    8)Наперсник –  любимец, пользующийся всеобщим доверием.

  1. Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?
  1. б.)

1)О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

Ответ: Фома неверующий.

2)О кротком, безобидном человеке.

Ответ: мухи не обидит.

3)О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.

Ответ:  козел отпущения.

4)О человеке, который часто меняет свои решения.

Ответ:  семь пятниц на неделе.

5)О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.

Ответ:  собака на сене.

6)Об очень худом, изможденном человеке.

Ответ:  кожа да кости.

6. В каком ряду не все слова являются синонимами?

1)узы, оковы, путы

2)воображение, фантазия, вымысел

3)усердие, одолжение, услуга

4)холм, пригорок, возвышенность.

(3 б.)

Ответ: 3)усердие, одолжение, услуга.

7.Укажите слова, морфемный состав которых не соответствует схемеОлимпиада по русскому языку для 7 класса | Олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьОлимпиада по русскому языку для 7 класса | Олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

1)вымокнув, по-медвежьи, похвала, посмешище, плавление

2)заглянуть, булочник, поумнее, доросший, местность.

  1. б.)

Ответ:

1)вымокнув, по-медвежьи, похвала, плавлении

2)заглянуть, булочник, поумнее, местность.

8.Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте словосочетания с ними.

строй, жгут, печь, ласково, стекло

(10 б.)

Ответ: строй – глагол, существительное;

жгут – глагол, существительное;  

печь– глагол, существительное;

ласково – наречие, краткое прилагательное;

стекло – существительное, глагол.

Строй солдат, строй дом; жгут сено, медицинский жгут; печь хлеб, русская печь; ласково сказать, море ласково; чистое стекло, стекло по руке.

9.Найдите и исправьте речевые ошибки.

  1. Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
  2. Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья.
  3. Это был самый вернейший способ решения задачи.
  4. Он рассказал мне автобиографию своей жизни.
  5. Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина.
  6. Театр вмещает до пятисот пятидесяти зрителей.

(10 б.)

Ответ:

  1. Когда закрываешь книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
  2. Из-за сильных морозов погибли фруктовые деревья.
  3. Это был самый верный способ решения задачи.
  4. Он рассказал мне автобиографию.
  5. Мы вновь смогли прочитать лучшую поэму Пушкина и насладиться  ею.

10.Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2022 году пополнился 3 846 книгами.

(3 б.)

Ответ: в две тысячи одиннадцатом,

тремя тысячами восемьюстами сорока шестью.

11. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Темна сибирская осенняя ночь близ Байкала. Мы по-прежнему плывем вдоль левого берега извилистой и порожистой речки. Третий день по-осеннему моросит мелкий, не прекращающийся ни на минуту дождь. У нас шерстяная одежда и непромокаемые кожаные сапоги. Но все-таки никому из нас никак не удается спастись от дождя. Он проникает повсюду, не давая никакой пощады, не оставляя ни одной сухой нитки. Никуда от него не убежишь и не спрячешься.

Справа виднеются крутые берега, а слева  бесконечной лентой тянется зеленый лес.  К ночи нужно обязательно добраться до села, а  впереди  еще самый страшный перекат. Чтобы преодолеть его, нужно рассчитать время с точностью до полминуты. Вот он шумит. Издалека слышится звериный рев его волн.

        Из-за шума ветра мы  совсем  не замечаем, как подходим к перекату почти вплотную.

        Через  несколько секунд перекат, свирепо  грохочущий, остается уже где-то сзади.

(25 б.)

Максимальное количество баллов – 100

Олимпиада по русскому языку. 7 класс

Олимпиада по русскому языку для 7 класса

Оксана Анатольевна Лисовская,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №82 г. Ульяновска

Название учебно-методического комплекса: УМК по русскому языку В. В. Бабайцевой для  7 класса

Цели и задачи: Проверить знания учащихся по пройденному материалу, воспитывать интерес к литературе, развивать  память.

Оборудование и материалы: раздаточный материал

Использованные источники художественные произведения, учебник русского языка, книги Розенталя, словари.

1.    В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи:

1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.)
2) «Расспросные и пыточные  речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева» (1696 г.)

Какое значение имело раньше слово рухлядь? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь?

2.    Торгуясь с Собакевичем за мертвые души, Чичиков говорит: «…Ни, ни, ни, даже четверти угла не дам, копейки не прибавлю». О  какой сумме идет речь?

3.  Расставьте ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.

4.  «Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.
Коня узнают по зубам… хороший умом… вторая натура… Конь играет удилами… Плохой человек славится озорством… Что хорошему человеку помеха… … человека по речам. …болтун языком. … то дурному утеха… Привычка.

5.  Может ли в состав подлежащего входить имя существительное в родительном падеже? Если да, подберите примеры.

6.  Мама говорит дочери: «Одень пальто, сегодня холодно».  Права ли мама? Аргументируйте ответ.

7.  Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый (-ого), -ым, -ом;

Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;

В) -ем, -ете, -ут?

8.  Какой морфемой  являются выделенные части слов: всемирный, полубольной, ежедневно?

9.  Определите,  сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[т]   Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

10. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?

Ответы

  1. Устаревшее значение слова «рухлядь» — домашняя утварь, пожитки. Мягкая рухлядь — меха; серебряная рухлядь — изделия из серебра. Современное значение слова — ненужные домашние вещи, старье.
  2. «Угол» — это 25-рублевая купюра. «Четверть угла» — 6 рублей 25 копеек.
  3. Алфавит, партер, средства, шофëр, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон и оксиморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь,  задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.
  4. Коня узнают по зубам, человека — по речам. Конь играет удилами, болтун — языком. Плохой человек славится  озорством, хороший — умом. Привычка — вторая натура. Что хорошему человеку помеха, то дурному — утеха.
  5. Да, если оно сочетается с количественным числительным или существительным, обозначающим какую-либо меру: стакан чаю, два товарища.
  6. Правильнее сказать «надень пальто». Приставка о- выражает идею окружения чем-либо или облечения во что-либо (ср.: одеяло (не одежда!).  Одежду на себя надевают. Переходные глаголы одеть и надеть различаются управлением по смыслу: первый предполагает в качестве косвенного дополнения (во что) примерно те же предметы, что второй — в качестве прямого дополнения.
  7. А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе;  В) глаголам во мн. числе.
  8. В русском языке существуют корневые морфемы, выступающие в роли приставки (префикса). Называются они префиксоидами («оид» по-гречески «похожий»). Например, все- (всемирный, всенародный, всевозможный), полу- (полушарие, полугодие, полубольной), еже- (ежедневно, ежечасно, ежегодный) и др.
  9. 5, 4, 6
  10. Атлет, житьë-бытьë, бытие, иноплеменный, современный, недоумëнный,   хребет, решетчатый и решëтчатый.
Оцените статью
Олимпиада