Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет Олимпиада

Задание олимпиады по русскому языку 4 класс | олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Шифр ________________

Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс

  1. Отметь «Х» слова, в которых звуков больше, чем букв:

   ягода

   день

   поёт

   клёнОлимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМетОлимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

   змея

  1. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение:

  1. Запиши слово, в котором  приставка такая, как в слове «испечь», корень такой, как в слове «толкать», суффиксы те же, что в словах «малиновый» и «зарывать», а  окончание, как в слове «фантазирует». Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМетОлимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

Ответ:____________________________________________________________

  1. Прочитай транскрипцию, запиши слова, обозначь части речи.

[ c’ ивод’ н’ и],  [ ацв’итат’],  [ аб’й’ивл’эн’ий’э].

Ответ:____________________________________________________________

  1. Замени фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке — ___________________________________________.

Рукой подать — ___________________________________________________.

Повесить нос — ___________________________________________________.

Раз, два и обчёлся — _______________________________________________.

Куры не клюют — _________________________________________________.Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

Кожа да кости — _________________________________________________.Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМетОлимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМетОлимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМетОлимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМетОлимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

  1. Составь словосочетания, в которых слова «седой», «бархатный», «прямой» употреблены в переносном значении.

Ответ: __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМетОлимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМетОлимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМетОлимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМетОлимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

  1. Из данных слов выбери и запиши слово, состоящее из корня, суффикса и окончания, и разбери его по составу.

Верблюды, прибегут, пароход, садик.

Ответ: ______________________________________________________

  1. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа. 

Туфли- _________________;      каникулы — __________________;

носки — _________________;      колени — __________________;

сани- _________________;         помидоры -__________________.

  1. Составь и запиши из данных слов предложение. Подчеркни в словах мягкие согласные. Раздели слова на слоги вертикальной чертой.

Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.

Ответ: __________________________________________________________

_________________________________________________________________

  1.   Отметь «Х» ряд, в котором все слова являются однокоренными.

 водяной, водопровод, водитель.

 дружить, друзья, подруга.

 носить, носки, поднос.

 привоз, перевозчик, возникает.

11. Отметь «Х» предложение, в котором глагол употреблён в форме прошедшего времени.

 Я собирал фишки и вкладыши.

 На улице звучит аккордеон.

 Я читаю интересный рассказ.Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

 Мне нравится урок музыки.

Олимпиада по русскому языку 4 класс | олимпиадные задания по русскому языку (4 класс): | образовательная социальная сеть

  1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове
    Палисадник, камыш, заслонка, посёлок, укротитель
    Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

__________________________________________________________________

  1. Запиши слова в алфавитном порядке: Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

Дверь, девочка, дикий, длина, декабрь, дача, друг, досуг.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
    А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запиши слова по группам: Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

Поднос, носорог, носилки, носик, утконос, носильщик, переносица, носитель, вынос, носатый.

а) родственные к слову «нос»:_____________________________________________________________

б) родственные к слову «носить»:__________________________________________________________

  1. Разгадай  и запиши предложения:Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

И аз йокрог, и доп йокрог,

доП йозёреб, и доп йоклё,

имадовороХ и в дяр

В хапялш ыцдолом тяотс.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Замени выражения одним глаголом. Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

Клевать носом —  __________________________
Зарубить на носу — _________________________

Чесать языком —     _________________________

Дать стрекача —     _________________________

  1. Найдите в каждой строке четвертое «лишнее» слово, подчеркните его. Кратко объясните свой выбор.Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

Деревня, лошадь, девочка, лиса

__________________________________________________________________

Скатерть, тополь, конь, день      

__________________________________________________________________

Грустный, мрачный, веселый, унылый

__________________________________________________________________

  1. Запишите транскрипцией звуковой состав слов:Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

Лес, подсказка, юбка, мороз.

____________________________________________________________________________________________________________________

  1. К данным существительным подбери прилагательные: Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

рояль-______________________________

шампунь-___________________________

тюль-______________________________

фамилия-___________________________

пюре-______________________________

картофель-_________________________

  1.  В каждом из приведенных ниже словосочетаний слово верный имеет разные значения. Докажите это, подбирая к нему синонимы.    Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

верный друг — ______________________________________________________                            

верное средство — __________________________________________________

верный расчёт — ___________________________________________________

верный глаз — ______________________________________________________

верный ответ — ____________________________________________________

  1.  Употреби числительные «два», «две» и «двое» с существительными:Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

подруга, министр, петух, сани, щипцы, огурцы, сутки, утки, брюки, руки.

Две подруги, __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Прочитайте текст в транскрипции. Запишите его по правилам русской орфографии и пунктуации.Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса – УчМет

[у  м’ин’а  п’ич’ал’ный’  в’ит//  галава  май’а  бал’ит//  й’а  ч’ихай’у/  й’а  ахр’ип//  што такой’э// эта гр’ип//]

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключ

  1. (1 балл) Камыш
  2. (за каждое слово 0,5 балла) Дача, дверь, девочка, декабрь, дикий, длина, досуг, друг.
  3. (за каждое слово 0,5 балла) Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчица.
  4. За каждое слово 0,5 балла
  5. (3 балла) запись слов читается наоборот.
  6. (за каждое слово 1 балл)

Клевать носом —    дремать
Зарубить на носу — запомнить

Чесать языком —     болтать

Дать стрекача —       убегать

  1. (за каждое слово 0,5 балла, за пояснение 0,5 балла)

Деревня, лошадь, девочка, лиса

остальные слова одушевлённые

Скатерть, тополь, конь, день      

остальные неодушевлённые

Грустный, мрачный, веселый, унылый

Остальные синонимы

  1. (за каждое слово 1 балл)  

                 [Л’ЭС]         [ПАТСКАСКА]          [ЙУПКА]    [МАРОС] 

  1. (за каждое слово 1 балл). Например:

рояль настроенный;

шампунь укрепляющий;

тюль красивый;

фамилия редкая;

пюре вкусное;

картофель рассыпчатый

  1.  За каждое слово 1 балл
  2. За каждое словосочетание 0,5 балла
  3. ___У  меня  печальный  вид._____           За каждое верно написанное 

                                                                                 слово – 0,5 балла.

___Голова  моя  болит ._______________     За каждый верно поставленный

                                                                                    знак – 0,5 балл

___Я  чихаю ,    я  охрип .______________              За запись в стихотворной 

                                                                                        форме – 1 балл

___Что  такое ?    Это  грипп .                                           Итого – 11,5 балла

Максимальный балл 54

Требования к организации и проведению школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2022-2020 учебном году.

  1. Порядок проведения школьного этапа олимпиады.

   а) Школьный этап олимпиады проводится для учащихся 4 классов.    

В соответствии с разделом III Порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников конкретные сроки и места проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку устанавливаются органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования. Олимпиада для учащихся всех школ муниципального образования проводится по единым заданиям, разработанным для каждой из параллелей 4 классов муниципальной предметно-методической комиссией, назначаемой органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.

  В олимпиаде имеет право принимать участие каждый обучающийся, в том числе вне зависимости от его успеваемости по предмету. Число мест в 4 классах (кабинетах) должно обеспечивать самостоятельное выполнение заданий олимпиады каждым Участником. Продолжительность олимпиады должна учитывать возрастные особенности Участников, а также трудность предлагаемых заданий.

 б) Рекомендуемое время проведения олимпиады: для 4 класса – 60 минут.

  1. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий.

 Тиражирование заданий осуществляется с учетом следующих параметров: листы бумаги формата  А4, черно-белая печать.  

  Рекомендуется выдача отдельных листов для черновиков. Участники используют свои письменные принадлежности: авторучка с синими, фиолетовыми или черными чернилами, циркуль, линейка, карандаши.

   3. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады.

Участнику запрещается проносить с собой в аудиторию бумаги, справочные материалы, электронные средства связи, диктофоны, плееры, электронные книги, фотоаппараты и иное техническое оборудование.

   4.  Методика оценивания выполненных олимпиадных заданий.

 Каждое задание должно иметь чёткую систему оценивания по определённым параметрам.  Количество баллов устанавливается в зависимости от уровня сложности конкретного вопроса.

Ответ на задание должен быть оформлен в соответствии со структурой задания. Задание «расщепляется» на составляющие его элементы, каждый из которых оценивается отдельно; в зависимости от сложности каждому элементу присваивается свой балл; сумма баллов составляет оценку за ответ.

Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 4 класса

Олимпиада
для младших школьников по русскому
языку 4 класс

Ф.И.____________________________________________класс_________

Задание
1.
Среди
данных согласных подчеркни звуки,
которые могут находиться
в
конце слова:

[г],
[г’], [й’], [с], [с’], [л’], [л], [ж], [ш], [ф],[ч’]

Задание
2.
Спиши,
вставляя пропущенные буквы.

Чуть
со…це пригрел… откосы,

И
стал… в л…су пот…плей,

Б…рёза
з…лёные косы

Развесила
с тон… в…твей.

Вся
в бел… платье одета,

В
с…рёжках,
л...стве
кружевной.

Ст…ит
в ож…дании лета

Она
на опушк… л…сной.

Слова
с пропущенными буквами распредели по
группам в зависимости от того, в какой
части слова они пропущены.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание
3.
Что
обозначают выделенные слова в
этих устойчивых
выражениях?

Объясни
значение выражений.

АЛЬФА
и ОМЕГА, кануть в ЛЕТУ, ОТ АЗА ДО ИЖИЦЫ,
аки ТАТЬ в нощи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание
4.
Распредели
слова на две группы по выбранному тобой
признаку.

Красноватый,
лиловатый, розоватый, черноватый
.

1
группа____________________________________________________________________________________________

2
группа____________________________________________________________________________________________

Задание
5.
Какой
частью речи может быть слово АРСИРИЙ?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание
6.
Это
предложение три человека поняли
по-разному. Подумай, как?

Письма
знакомой из Киева едва ли заменят
фотографии его любимой и
милой
дочери Марии.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы
и критерии оценки заданий

Максимальное
количество баллов при оценке работ — 18
баллов.

Задание
1.

[р’] [р] [м’] [т] [й’] [с] [л’] [л] [ф]
[ш]
[ч’]
[н]
Правильно выделил все звуки — 2
балла.

Допустил
1-2 ошибки, кроме парных звонких — 1,5 балла

Выделены парные звонкие —
О
баллов.

Задание
2.

Буквы пропущены:

а)
в корне
(солнце,
в
лесу,
по
теплей,
береза,
зеленые,
ветвей,
в
сережках,
в
листве,
стоит,
в о
жидании,
лесной);

б)
в окончании
(пригрело,
стал
о,
тонк
их,
бел
ое,
на опушк
е).

Правильно
вставлены пропущенные буквы и распределены
слова по группам, в зависимости с
заданием, где выделен признак — 4 балла.

Задание выполнено в полном объеме,
но допущены 1-2 ошибки в орфограммах или
в выделении корней — 3 балла.

Правильно
вставлены орфограммы, но неверно
распределены слова по группам — 2 б.

Задание
выполнено в полном объеме, но много
ошибок — 1 балл.

Задание
3.
Альфа
и Омега

основа всего, самое значительное.

Кануть
в Лету

бесследно исчезнуть, навсегда оказаться
забытым.

От
аза до ижицы

проходитъ, изучать; от начала до конца,
во всем объеме.

Аки
тать в нощи

тайно; как вор в ночи; внезапно, неожиданно
(напасть).

Правильное
толкование всех устойчивых выражений
— 4 балла.
Правильное толкование трех
устойчивых выражений — 3 балла,
Правильное
толкование двух устойчивых выражений
или 1-2 выражения
толкуются неверно,
но есть логическое обоснование — 2 балла.

Есть
логическое обоснование, но устойчивые
выражения растолкованы неверно — 1 б.

Задание
4.

Признак- по морфемному составу (выделены
суффиксы):

красноватый
лиловатый

черноватый
розоватый

Правильно
распределены слова на группы и выделен
признак — 3 балла.
Распределены слова
на группы без выделения признака — 2
балла.
Задание выполнено в полном
объеме, но есть ошибки — 1 балл.

Задание
5.
Арсирий

как имя существительное (кто? что?),
например,
Меркурий.

Арсирий

как имя прилагательное (какой»),
например,
синий.

Отнесено
слово к существительному и прилагательному
и дано обоснование — 3 балла.

Отнесено
слово к существительному и прилагательному
без обоснования — 2 балла.

Отнесено
слово только к существительному или
прилагательному без обоснования — 1

Отнесено
слово к другим частям речи —
О
баллов.

Задание
6.

1) Письма знакомой из Киева едва ли
заменят фотографии его
любимой
и
милой
дочери Марии

(два разных человека).

2)
Письма знакомой из Киева едва ли заменят
фотографии его
любимой
(один человек)

3)
Письма знакомой
из
Киева

едва ли заменят фотографии его любимой
и милой дочери Марии (откуда письма) и
т.д.

За
каждое пpавильное толкование — 1 балл.

Оцените статью
Олимпиада