Олимпиадные задания по литературе 10 класс (с ответами) 2016 год
1.Знание текстов художественных произведений.
1. Соотнесите портреты персонажей произведений русской литературы (в первом столбике) с названием произведения и автора (во втором столбике). Назовите героя (в третьем столбике).
2.Узнайте произведение по концовке. Назовите автора.
Привидение, однако ж, было гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной тьме.
Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
2.3 Хорошо тебе, Катя! А я – то зачем остался жить на свете да мучиться!
2.Знание истории литературы.
К пьесам какого русского драматурга создан словарь Н.С. Ашукина и С.И. Ожегова, включающий следующие статьи: великатный – деликатный; нешто – ничего; елестричество – электричество; фриштыкать – завтракать; ханжа – притворно – добродетельный человек, лицемер
Этот литературный журнал издавали последовательно А.С. Пушкин, П.А. Плетнёв, Н.А. Некрасов с 1836 по 1866 гг. В нём были напечатаны «Капитанская дочка», «Записки охотника», «Муму». Назовите название журнала.
В каком издании было опубликовано первое стихотворение А. С. Пушкина?
а) «Московские Ведомости»
б) «Полярная звезда»
г) «Вестник Европы»
4. Были ли знакомы А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов? Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов?
5. С жизнью и деятельностью каких писателей cвязаны географические названия: Таганрог, Овстуг, Симбирск, Спасское-Лутовиново, Спас-Угол.
3. Знания теории литературы.
Назовите литературоведческие термины по его толкованию:
Вид тропа, художественно обоснованное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.
Б. Элемент сюжета, момент наивысшего напряжения действия, пик конфликта.
Созвучие окончаний стихов.
Г. Двусложный размер стиха, в котором первый слог ударный, а второй – безударный.
Какой художественный прием использует Ф. Тютчев в следующих строках:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
А. Метафора, завязка, кульминация, развязка
Б. Драма, эпилог, комедия, трагедия
Строфа из 14 строк 4-стопного ямба? Как называется?
Определите изобразительно-выразительные средства языка
а) Гвозди бы делать из этих людей:
Крепче бы не было в мире гвоздей. ( Н. Тихонов)
б) Добродушная свирепость.
в) Философ в осьмнадцать лет.
г) Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.
6. Соотнесите названия стихотворений А. С. Пушкина и поэтические жанры.
1) элегия а) «На холмах Грузии»
2) послание б) «Вольность»
3) эпиграмма в) «И. И. Пущину»
4) ода г) «Песнь о вещем Олеге»
5) песнь д) «На Воронцова»
4.Литература и другие виды искусства.
1. Назовите музыкальные инструменты, на которых играл А. С. Грибоедов.
2. Какие стихи М. Ю. Лермонтова были положены на музыку?
3.Назовите художников, написавших наиболее известные портреты М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.
4.Назовите кинофильмы, созданные по произведениям Н. В. Гоголя.
5.Анализ поэтического текста.
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
1.Знание текстов художественных произведений.
Максимальное количество баллов – 4 б. (автор, название – 0,5б и герой -0,5б)
2. Максимальное количество баллов – 3 б. (автор, название по 0,5б)
2.1 Н.В. Гоголь «Шинель»
2.2 Н.В. Гоголь «Мертвые души»
2.3 А.Н. Островский «Гроза»
2.Знание истории литературы.
Максимальное количество баллов – 2 б.
1. А.Н. Островский
3. Максимальное количество баллов – 1 б.
г) «Вестник Европы»
4. Максимальное количество баллов – 2б.
А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов? – нет.
Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов? – да.
5. Максимальное количество баллов – 5 б.
Таганрог – А.П. Чехов, Овстуг – Ф.И. Тютчев, Симбирск – И.А. Гончаров, Спасское-Лутовиново – И.С. Тургенев, Спас-Угол – М.Е. Салтыков-Щедрин.
3. Знания теории литературы.
1. Максимальное количество баллов – 4 б.
2. Максимальное количество баллов – 1б.
3. Максимальное количество баллов – 2 б.
4. Максимальное количество баллов – 1 б.
«онегинская строфа» всего
5. Максимальное количество баллов – 4 б.
а) – аметафора; б) – аксюморон; в) – ирония; г) – литота
6. Максимальное количество баллов – 5 б.
1) элегия – а)
2) послание – в)
3) эпиграмма – д)
4) ода – б)
5) песнь – г)
4.Литература и другие виды искусства.
1. Максимальное количество баллов – 3 б.
Орган, флейта, фортепиано.
2. Максимальное количество баллов – 5 б.( если учащийся напишет больше, то баллы можно добавить, т. к. музыкальных произведений много)
«Молитва»,1829;
Парус («Белеет парус одинокий»), 1832
«Нет, не тебя так пылко я люблю», 1841
«Выхожу один я на дорогу», 1841
Утес («Ночевала тучка золотая»), 1841
3. Максимальное количество баллов – 5 б.( если учащийся напишет больше, то баллы можно добавить)
Художники, написавши наиболее известные портреты М. Ю. Лермонтова – П.Е. Заболотский, М.Ю. Лермонтов (автопортрет),А.И. Клюндер, Д.П. Пален,
К.А. Горбунов,Ф.О. Будкин и А. С. Пушкина – В. А. Тропинин, О. А. Кипренский, Е. Гейтман, П. Ф. Соколов, Томас Райт.
4.Максимальное количество баллов – 5 б.( если учащийся напишет больше, то баллы можно добавить, т. к. кинофильмов много)
«Ревизор», «Женитьба», «Шинель», «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Нос», «Майская ночь, или Утопленница», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др.
5.Анализ поэтического текста. (Максим. 25 баллов)
Официальные задания и ответы школьного этапа 2021 всероссийской олимпиады школьников (ВСОШ) по биологии для 5-11 класса 2021-2022 учебного года, официальная дата проведения олимпиады в Москве: 07.10.2021-09.10.2021
Опубликованы предварительные результаты школьного этапа всероссийской олимпиады по биологии. По своему индивидуальному коду участник может посмотреть на сайте, сколько баллов он набрал, правильные ответы и те, что он дал.
Интересные задания и ответы с олимпиады ВсОШ 2021:
1)В каком случае нельзя разглядеть большинство бактерий под микроскопом? а) Если на окуляре указано «×10», а на объективе – «×40». б) Если на окуляре указано «×10», а на объективе – «×90». в) Если на окуляре указано «×5», а на объективе – «×10». г) Если на окуляре указано «×5», а на объективе – «×90».
2)Известно, что интродукция (заселение при помощи человека того или иного вида на новую для него территорию) бобров на Камчатке велась в 70-е годы XX века. К большому распространению этих животных по полуострову она не привела. Какие проблемы могли создать бобры, если бы массово расселились на Камчатке?
3)Из школьных уроков вам хорошо известны автотрофы и гетеротрофы. Однако биологи выделяют ещё один тип питания среди живых организмов – миксотрофный (от греческого корня «mixis» – смешение). Как вы думаете, какие утверждения верны для организмов, питающихся миксотрофно?
4)В прошлые столетия была известна болезнь, поражавшая, в основном, моряков, а также распространённая в замкнутых поселениях – тюрьмах, осаждённых крепостях. Она проявлялась, в первую очередь, в виде кровоточащих дёсен и выпадающих зубов. Участники арктических и антарктических экспедиций тоже были ей подвержены. Многие руководители таких экспедиций, например, Роберт Скотт, в качестве профилактики использовали регулярное употребление в пищу свежедобытых морских животных и птиц. Однако это средство не приносило должного эффекта. Что нужно было сделать, чтобы избавиться от этой болезни?
5)При посадке картофеля обычно клубень, используемый для посадки, режут на несколько частей. Почему важно следить, чтобы в каждой части был «глазок»?
6)Некоторые фотосинтезирующие организмы, например, комнатное растение колеус, бурая водоросль ламинария, хламидомонада снежная, создающая эффект «красного снега», не окрашены в зелёный, традиционный для хлорофилла, цвет. Такую окраску можно объяснить следующим.
7)Представьте себе растение, у которого отсутствуют корневые волоски в корневой системе. С какими проблемами ему пришлось бы столкнуться?
8)Росянка является растением-хищником, растущим на почвах, бедных азотом. Эксперименты в лаборатории показали, что подкормка росянки насекомыми особенно хорошо повышает содержание азота и фосфора в её тканях, однако подкормка росянки насекомыми при содержании её в темноте не приводит к хорошим результатам – в таких условиях она практически не растёт. Вам хорошо известно, что животные-хищники, как и остальные животные, являются гетеротрофами. А является ли гетеротрофом росянка? Ответ дайте, опираясь на результаты описанных выше экспериментов.
9)На ярком свету водные растения, например, элодея канадская, начинают выделять пузырьки, поднимающиеся вверх. Что это за пузырьки и какова причина их появления?
10)Среди цветоводов известны необычные растения, их иногда называют «живые камни» (см. фото). Их жизненный цикл довольно необычен. Всего лишь раз в год они приступают к активному росту, заканчивающемуся цветением и плодоношением. В другой момент года молодые листья сильно увеличиваются в размере. За год образуется всего одна пара листьев, а старая отмирает. К каким условиям, как вы думаете, они приспособлены?
11)На скалах нередко можно увидеть серый, жёлтый, оранжевый налёт. Это накипные лишайники – организмы, состоящие из гриба и водоросли. Внешне они больше напоминают частицы скальной породы, а не живые организмы. Что доказывает их принадлежность к живому?
12)Ещё Чарльзом Дарвином описана роль дождевых червей в постепенном погружении под землю заброшенных замков в старой Англии. Какие действия этих животных приводят к такому эффекту?
13)На фотографии изображён один из известных термальных источников в национальном парке Йеллоустоун (США) (вид сверху, для масштаба на фото видна дорога с людьми). Температура источника достигает 85 градусов, в среднем составляет 71 градус. Однако в источнике (по большей части, по краям) обитают организмы, которые способны выдержать такую высокую температуру. Какие признаки характерны для этих организмов?
14)В качестве запасных питательных веществ семена могут накапливать: а) белки б) углеводы в) минеральные вещества г) воду д) жиры
15)Растения используют для вегетативного размножения: а) листья б) цветки в) плоды г) корни д) побеги
16)Перед вами рисунок с результатами эксперимента, показывающего пользу аэрирования субстрата для лучшего развития рассады. Ученики решили провести этот опыт самостоятельно. Все его этапы и результат полностью соответствовали изображению. На основе своего эксперимента школьники сделали некоторое количество выводов. Выберите верное утверждение.
17)Жизненной формой растения называют: а) его органы размножения б) стебель с листьями в) внешний облик г) плоды и семена
18)Выберите верное утверждение. а) В завязи может находиться не одна камера (гнездо). б) Длина тычиночной нити всегда больше длины столбика. в) Внутри завязи располагается не более 10 семязачатков. г) Семенная кожура всегда тёмно-коричневого цвета.
19)Выберите пару, в которой оба растения имеют плод коробочку. а) ирис и смородина б) колокольчик и тюльпан в) мак и капуста г) белена и рябина
20)Как называется гаплоидное поколение хвощей, плаунов и папоротников? а) проросток б) протонема в) заросток г) гаметофор
21)Кустарники отличаются от деревьев тем, что у них: а) один ствол небольшой длины и толщины б) много листьев на верхушках стволов в) много стволов различной длины и толщины г) лучше развита способность к вегетативному размножению
22)Выберите пару растений, у которых нет корневого чехлика. а) лук и ряска б) пузырчатка и росянка в) ряска и пузырчатка г) росянка и лук
23)Колючки растений могут являться видоизменениями а) бокового побега б) листа в) прилистника г) все ответы верны
24)Выберите верное утверждение о мужских и женских гаметах разных растений. а) У маршанции гаметы обоеполы, и лишь во время слияния одна из них становится мужской, а другая – женской. б) У кукушкина льна гаметы развиваются на разных растениях. в) У всех мхов гаметы развиваются на одном растении в специальных образованиях. г) У орляка гаметы развиваются в специальных образованиях отдельно от самого гаметофита.
25)Выберите пару растений, у которых нет видоизменённых корней. а) петрушка и георгин б) баньян и кукуруза в) капуста кольраби и картофель г) повилика и топинамбур
26)Какой способ размножения у растений не встречается в природе? а) корневыми отпрысками б) прививкой в) придаточными (выводковыми) почками г) подземными видоизменёнными побегами
27)Чаще всего сочные плоды окрашивают такие пигменты как каротиноиды и антоцианы. Каротиноиды окрашивают в красный, жёлтый и оранжевый. Антоцианы — в синий, фиолетовый, голубой, малиновокрасный. Химическая природа этих пигментов различна: одни растворяются в воде, другие нет. В каких структурах клетки или органеллах могут содержаться эти окрашивающие сочные плоды пигменты?
28)В чём состоит основное предназначение пазушной почки? а) ветвление побега б) рост побега в ширину в) рост побега в длину г) образование новых почек
29)Плоды какого из нижеперечисленных растений нельзя назвать ягодами? а) виноград б) малина в) картофель г) банан
30)В жизненном цикле какого растения нельзя встретить заросток? а) щитовник мужской б) плаун булавовидный в) хвощ полевой г) кукушкин лён
31)Корни а) всегда находятся под землёй б) всегда практически бесцветные (беловатые) в) всегда выполняют функцию закрепления в субстрате г) все ответы неверны
32)К прокариотам относится возбудитель а) сонной болезни б) холеры в) стригущего лишая г) малярии
33)Наибольшим количеством ходильных ног обладает а) свекловичная тля б) собачий клещ в) камчатский краб г) пустынная саранча
34)Среди представителей сумчатых НЕ встречаются а) хищники б) листоядные в) морские млекопитающие г) нектароядные
35)Опёнки или опята — название группы грибов, относящихся к разным родам и семействам. Свое название они получили потому, что многие их них обитают большими группами на пнях, древесине. Среди опят встречаются сапротрофы и паразиты. Какие из опёнков являются паразитами?
36)Выберите ареалы, в которых можно встретить иглокожих: а) Белое море б) Енисей в) Индийский океан г) побережье Мадагаскара д) Амазонка
37)Для змей характерно(-а) а) отсутствие лёгких б) три камеры сердца в) периодическая линька г) внутреннее оплодотворение д) отсутствие рёбер
38)Лишайники в качестве фотобионта могут содержать а) красные водоросли б) цианобактерии (синезеленые водоросли) в) эвгленовые водоросли г) диатомовые водоросли
39)Плод яблоко у: а) апельсина, яблони, груши б) рябины, айвы, груши в) груши, боярышника, черешни г) яблони, рябины, лимона
40)Укажите тип ротового аппарата данного насекомого. а) грызущий б) сосущий в) лижущий г) колюще-сосущий
41)При помощи фильтрации воды НЕ добывают пищу представители а) моллюсков б) губок в) плоских червей г) ракообразных
42)Сколько отделов головного мозга имеется у китайского аллигатора? а) 3 б) 4 в) 5 г) 6
43)У взрослого самца императорского пингвина функционирует(-ют) а) туловищные почки б) парные тазовые почки в) непарная тазовая почка г) почка накопления
44)Резус-фактор – это а) фактор свёртывания крови б) агглютинин в) агглютиноген г) агглютиноген и агглютинин
45)Свёртывание крови – процесс, заканчивающийся превращением а) фибриногена в фибрин б) протромбина в тромбин в) пепсиногена в пепсин г) трипсиногена в трипсин
46)Гной, образующийся при воспалении, содержит погибшие а) лейкоциты б) эритроциты в) тромбоциты г) эритроциты и тромбоциты
47)Уровень фосфора и кальция в крови регулирует гормон а) прогестерон б) тироксин в) паратгормон г) адреналин
48)Выберите процессы, происходящие в нефроне при образовании мочи. а) секреция б) лактация в) реабсорбция г) фильтрация д) коагуляция
49)Клетки, относящиеся к соединительной ткани а) остеоцит б) мегакариоцит в) олигоденроцит г) миоцит д) хондроцит
50)У организма, изображённого на фотографии, отсутствует а) глазок (стигма) б) клеточная стенка в) пластида г) ядро
51)Перед вами микропрепарат некоторого гриба. Таллом данного гриба представлен а) мицелием с септами (перегородками) б) мицелием без септ в) дрожжевыми клетками г) конидиями
52)На фотографии не изображены а) ягоды б) видоизменённые многоорешки в) сухие плоды г) коробочки
53)Архегониальные растения представлены в следующей группе: а) семейство Сложноцветные б) порядок Сосновые в) семейство Ирисовые г) порядок Злакоцветные
54)Кроссинговер у мха сфагнума можно наблюдать в а) спороцитах б) зиготе в) протонеме г) ризоидах
55)Выберите верный порядок мышечных слоёв в теле дождевого червя, начиная с наружного. а) продольные, диагональные, кольцевые б) кольцевые, продольные, диагональные в) кольцевые, продольные г) продольные, кольцевые
56)Укажите тип ротового аппарата данного насекомого. а) Грызущий б) сосущий в) лижущий г) колюще-сосущий
57)Самооплодотворение НЕЛЬЗЯ встретить у а) улитки ахатины б) эхинококка в) дождевого червя г) крысиного цепня
58)На иллюстрации изображены лёгкие а) протоптера (двоякодышащая рыба) б) гадюкового геккона в) дымчатого леопарда г) червяги
59)Кора переднего мозга является высшим интегративным центром у а) рептилий, птиц и млекопитающих б) птиц и млекопитающих в) млекопитающих г) рептилий и птиц
60)В веганской диете в рационе отсутствуют любые продукты животного происхождения. При соблюдении данной диеты во избежание серьёзных метаболических нарушений необходимо следить за удовлетворением суточной потребности организма в белке. Какие растительные продукты богаты белком?
Другие олимпиады школьного этапа 2021 задания и ответы:
Школьный этап 2021 всероссийской олимпиады школьников задания и ответы