Олимпиадное задание по русскому языку, 5 класс | Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс): | Образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку. 5 класс | олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку для 5 класса (2 часа).

  1. Лингвистические тесты
  1. Определите, какие звуки есть в слове люк. Сколько раз каждый из этих звуков встречается в тексте.

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.   (А. Пушкин)

Мах – 4 б., за каждое правильно выбранное слово – 0,5 б.

  1. Решите фонетическую транскрипцию.

Моль : мол = пыль : Х1 = Х2 : кон

Мах – 2 б., за каждое правильное слово – 1 б.

  1. Замените выделенные слова одним иностранным словом.

1)Незабываемая картина – торжественный смотр военной техники на Красной площади. 2) В нашем районе выстроили помещение для стрельбы в цель. 3) В музее прошло публичное представление новой выставки.

Мах – 3 б., за каждый правильный ответ – 1б.

  1. Исключите третье «лишнее», учитывая структуру слова. Объясните свой выбор.

Горошинка, пылинка, снежинка.

Мах – 3б., за выбранное слово – 1б., за само объяснение – 2б.

  1. Лингвистические задачи
  1.  Какими частями речи может быть выражено дополнение? Проиллюстрируйте свой ответ.

За каждый правильно подобранный пример – 1б.

              2.  Сгруппируйте синонимичные слова по общему значению.

Сердитый, радостный, недовольный, чудесный, ликующий, поразительный, гневный, неунывающий, изумительный, негодующий, праздничный, дивный, раздраженный, отрадный, чудный, надутый, весёлый, удивительный.

Мах – 3б., за каждую правильно подобранный синонимичный ряд – 1б.

  1. Определите, какие значения имеют слова норка, ключ. Составьте с ними предложения, чтобы    их значение было понятным. Как называются данные слова.

Мах – 3б., за каждый правильный ответ  — 1б.

  1. Укажите, в прямом или в переносном значении употреблены выделенные слова. Найдите эпитеты.
  1. Теплое молоко                             6) Свежая рыба
  2. Теплая одежда                           7) Свежий взгляд
  3. Теплый прием                             8) Свежая газета
  4. Горящий взор                             9) Огонь костра
  5. Горящий лес                             10) Огонь любви
  1. В прямом значении                 2. В переносном значении               3. Эпитет

Мах – 7б, за каждую верную цифру – 0,5 б.

3. Творческие задания

Придумайте загадку про Ь или Ъ.

Мах – 3 б.

Ответы

  1. Лингвистические тесты
  1. лʼ — 2 (только, светлица)

у – 3 (успела, светлицу, государь)

к – 3 (тихонько, только, заскрипела)

Мах – 4 б., за каждое правильно выбранное слово – 0,5 б.

  1. Моль : мол = пыль : пыл = конь : кон

Мах – 2 б., за каждое правильное слово – 1 б.

  1. 1) Торжественный смотр – парад.

2) Помещение для стрельбы в цель – тир.

3) Публичное представление – презентация.

Мах – 3 б., за каждый правильный ответ – 1б.

  1. Третье «лишнее» слово  горошинка , так как оно состоит из корня –горош-, суффиксов –ин-, -к- и окончания –а, другие слова состоят из корня, суффикса –инк- и окончания.

Мах – 3б., за выбранное слово – 1б., за само объяснение – 2б.

  1. Лингвистические задачи
  1. Дополнение может быть выражено: именем существительным (Мальчик читает книгу); местоимением (Я встретил его в саду); именем числительным в сочетании с именем существительным (Мне подарили две картины); инфинитивом глагола (Мы договорились встретиться).

За каждый правильно подобранный пример – 1б.

  1. 1) Сердитый, недовольный, гневный, негодующий, раздраженный, надутый.

2) Веселый, радостный, отрадный, праздничный, ликующий, неунывающий.

3) Удивительный, изумительный, чудесный, поразительный, дивный, чудный.

Мах – 3б., за каждую правильно подобранный синонимичный ряд – 1б.

  1. Норка – хищный пушной зверек с коричневой блестящей шкуркой.

Норка – углубление под землёй с ходом наружу, вырытое животным и служащее ему жилищем.

Ключ – металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка.

Ключ – бьющий из земли источник, родник.

Мах – 3б., за каждый правильный ответ  — 1б.

  1. 1) 1, 5, 6, 9

2) 2, 3, 4, 7, 8, 10

3) 3, 4, 7, 8

Мах – 7б, за каждую верную цифру – 0,5 б.

  1. Творческие задания

При оценке учитывается фактическая точность, узнаваемость, соответствие жанру загадки.

Мах – 3 б.

Пример. Это буква, но звука не обозначает, всегда стоит в середине слова, но морфемой (частью слова) не является.

Олимпиадное задание по русскому языку, 5 класс | олимпиадные задания по русскому языку (5 класс): | образовательная социальная сеть

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

2022-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

5 класс (45 минут)

1.Запиши слова в 3 столбика: с ударением на первом, втором и третьем слоге (3балла).

Баловник, звонишь, банты, украинский, поняла, сироты, свекла, средства, танцовщица,  приняла.

2.Перепиши предложения, исправив ошибки в употреблении слов(6баллов).

Он написал свою автобиографию. К счастью, Карлсон вернулся назад. Он разговаривал, жестикулируя руками. Он всегда вовремя оплачивал за проезд. Цены на фрукты постоянно растут вверх. Еда была сытой и вкусной.

3. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях (2балла):

[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.

4.Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие, а потом все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные). Выпишите слова, где букв больше, чем звуков.( 10 баллов)

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идет.

Мертвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несет.  (И. Бунин.)

5.        Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые. Каждое используй только один раз. Напиши получившиеся слова. (10 баллов)

сено                  овод

банк                  рот

стол                  ежи

зал                     глас                

яр                      вал

воз                    очки

газ                     ода

гриб                  марка

хор                    он

бор                    яр

6.Многих людей называют по-разному, часто ласковыми именами, никак не связанными с тем, что записано в паспорте. Расшифруйте имена и запишите, как будут записывать этих людей по паспорту, когда они вырастут( 8 баллов):

Ростик, Поля, Настя, Рита, Митя, Лёня, Сеня, Гоша.  

7. Какие слова можно отнести к разным частям речи (5 баллов):

рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?

8. Выпиши только пары слов, в которых одинаковые приставки. Выдели приставки.(4 балла)

Польёт – полёт, полезет — полезный, пробовать – пробивать, взрыв – вздор, прошла — прошила, подышать — подшить, вскоре – вскроет, вслух – вслед, взлет – вздох.

9.Попробуй объяснить, как произошли словаЗРЕЛИЩЕ, НЕВЕЖДА.  Для этого определи их лексическое значение. (6 баллов)

10. Определите члены предложения(6 баллов):

«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой».

Придумайте монолог ступы Бабы-яги. (20 баллов)

Ответы на задания.

(всего 80 баллов)

1 Нормы русского литературного языка

        Орфоэпия

1.За каждый правильный ответ (столбик) – 1 балл. Всего – 3 балла

1 столбик: банты, средства, свёкла.

2 столбик: звонишь, сироты, танцовщица.

3 столбик: баловник, украинский, поняла, приняла.

        Лексика

2.За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов

Он написал свою биографию. – Он написал автобиографию.

К счастью, Карлсон вернулся.

Он разговаривал, жестикулируя.

Он всегда вовремя оплачивал проезд.

Цены на фрукты постоянно растут.

Еда была сытной и вкусной.

2. Современный русский язык

        Фонетика

3. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях:

[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.  4 раза

     [а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает. 10 раз.                                                          

  За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего-2 балла.

4.Все звонкие согласные звуки (не повторяя уже названные).

[в’]  [р ] [н’ ] [в ] [л’ ] [д ] [м ] [J’ ]  [н ] [д’ ] [м’ ] [л ] [б’ ] = 13              4 балла

Все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные).

[ т’] [с’ ] [ с] [ х] [ п] [ц ] [ш ] [ ч’] [щ’ ] [т ] [к’ ]  =11                             4 балла

Дети должны учитывать, что некоторые звуки парные: [ф], [ф’].  

Слова, где букв больше, чем звуков:

осенний, подымается                                                                             2 балла

Всего -10 баллов

        Лексика

5.За каждое правильно составленное слово – 0, 5  балла

Сеновал, банкрот, столяр, залежи, возглас, газон, грибочки, борода, хоровод,  ярмарка.

Всего- 10 баллов

        Морфология

6. За каждое правильное имя по 1 баллу:  Ростислав, Полина, Анастасия, Маргарита, Дмитрий, Леонид, Семён, Георгий.                                                                  

Всего- 8 баллов

7. Слова можно отнести к разным частям речи: рой (сущ., глагол), мой (глагол, мест.), спой (глагол), вой (сущ., глагол), открой (глагол), раскрой (сущ., глагол), простой (сущ, прил., глагол).

За полный  и грамотный ответ с примерами– 5 балла. За правильный ответ,  но неполный или без примера – 1- 4 балла.

Всего- 5 баллов

        Морфемика

8. За каждый правильный ответ – 1  балл. По-льёт-по-лёт, про-шла – про-шила, в-слух – в-след, вз-лёт – вз-дох.Всего – 4 балла

        Синтаксис.

10. Определите члены предложения:

«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой».  (Обстоятельство, подлежащее, дополнение, сказуемое, сказуемое, обстоятельство образа действия). -6 баллов

За структуру, смысл, образность монолога-20 б

Максимально – 26 баллов

3. История языка

9.        За формулировку лексического значения – по 1 баллу. За формулировку лексического значения и этимологию (полный ответ) – по 2 балла за каждое слово.

Зрелище – от слова «зреть» (смотреть). Зрелище – то, на что смотрят (то, что смотрят).

Невежда – от слова «не ведать» (не знать). Невежда – тот, кто мало знает (не знает), необразованный человек.

Максимально -6 баллов

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс. | олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку для 5 класса

Задание 1. Укажи, какие части слова, кроме корня, есть в слове шумный (обведи № правильного ответа):

  1. Приставка и суффикс.
  2. Приставка, суффикс и окончание.
  3. Суффикс и окончание.
  4. Приставка и окончание.

Задание 2. Какое слово, сочетаясь с разными словами, может быть и именем прилагательным, и именем существительным? (Обведи № правильного ответа):

  1. Осенний.
  2. Столовая.
  3. Дождливый.
  4. Жалобный

Задание 3. Укажи имя существительное, которое в форме дательного падежа имеет окончание – е? (Обведи № правильного ответа):

  1. Библиотека.
  2. Морковь.
  3. Дочь.
  4. Мать.

Задание 4. Какое имя существительное имеет только форму множественного числа? (Обведи № правильного ответа):

  1. Перья.
  2. Упражнения.
  3. Метели.
  4. Сутки.

Задание 5. В каком выделенном слове пропущена буква е? (Обведи № правильного ответа):

  1. Об…жать слабых.
  2. Сл…зать сметану.
  3. Прим…рить друзей.
  4. Прим…рять платье.

Задание 6. В каком выделенном глаголе в окончании пропущена буква а? (Обведи № правильного ответа):

  1. Солнце выглянул…
  2. Распустил…сь сирень.
  3. Море разбушевал…сь.
  4. Спортсмены прыгал…

Задание 7. Укажи слово с предлогом (обведи № правильного ответа):

  1. (По)линейке.
  2. (По)друга.
  3. (По)забыть.
  4. (По)года.

Задание 8. Выбери верное утверждение (обведи № правильного ответа):

  1. Имена существительные не изменяются по падежам.
  2. Имена существительные изменяются по числам и падежам.
  3. Имена существительные изменяются по родам.
  4. Имена существительные не изменяются по числам.

Задание 9. Укажи правильное значение выражения (обведи № правильного ответа):

                   Держать язык за зубами.

  1. Лишиться дара речи.
  2. Молчать, не говорить ничего лишнего.
  3. Оказаться в смешном положении.
  4. Заболеть.

Задание 10. Вставь пропущенное в пословице слово, подходящее по смыслу. (Обведи № правильного ответа):

                      Не стыдно не знать, стыдно … .

  1. Обманывать.
  2. Не учиться.
  3. Жадничать.
  4. Зазнаваться.

Задание 11. В каком предложении нет глагола? (Обведи № правильного ответа):

  1. Весь день бабушка пасёт корову на лугу.
  2. Корова жуёт сочную травку.
  3. К вечеру бабушка подоила корову.
  4. Хорошо парное молочко!

Задание 12. Отметь вариант с ошибкой в окончании имени прилагательного (обведи № правильного ответа):

  1. Ранней осенью.
  2. В соседнию рощу.
  3. К дремучему лесу.
  4. Свежей зеленью.

Задание 13. Напиши, сколько звуков [ф] в словах предложения:

                     Верблюд решил, что он жираф,

                     И ходит, голову задрав.

                     Ответ: ______

Задание 14. Разбери слово перевозчики по составу:

                     Ответ: ___________________________________

Задание 15. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст.

А.  Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.

Б.  Вдруг налетел ястреб.

В.  Он схватил крикуна и унёс себе на обед.

Г.  Два молодых петушка подрались, и один победил другого.

Д.  Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»

Ответ:_________________________

Ответы на олимпиадные задания для 5 класса

15 – ГАДБВ

                  Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом. За дописанный рассказ – до 5 баллов. При оценке дописанного сочинения применяются действующие нормы оценки сочинений и изложений.

                  Таким образом, максимальное количество баллов за олимпиаду – 20 баллов.

Оцените статью
Олимпиада