Школьный этап всероссийской олимпиады школьников | Олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть

Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по русскому языку

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
  3. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
  4. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
  5. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
  6. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа публикуются на сайте Минпросвещения России. На русском языке они обычно выпадают на середину-конец января.
  7. Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения утверждается и публикуется региональным организатором.
  8. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  9. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  10. Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников | олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

Школьный тур олимпиады по русскому языку. 9 класс.

 Рекомендуемая продолжительность олимпиады в 9 классе – 3 часа

1.  Сколько слов могут звучать следующим образом?

А        [трут];

Б        [молат];

В        [парок];

Г        [кот].      (За каждый правильный ответ по 0,5 б,   т.е. в сумме  максимальное количество баллов за задание №1  – 4,5.

2.   В каком из глаголов ударение стоит не на том  же месте, что у остальных?

Блокировать, пломбировать, сканировать, бомбардировать, суммировать.        (1 балл)

3.   Два слова «заблудились» и попали не в свой столбик. Исправьте ошибку и объясните свой ответ.

                метаться                                         отметка

                пулемёт                                        подмётка

                взметнуться                                        приметный

                заметки                                        разметить

                искромётный                                        сметливый                 (2 балла)

4.   Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

А.   Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б.   А эти ещё молодые, некрасивые берёзы стоят в снегу, отражая тень в луже.

В.   Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

Г.   Художник ехал по почтовому тракту на санях по вдосталь наезженной дороге.

Д.  Читая данный текст, у меня сложилось очень приятное впечатление о характере главного героя.                                                                                                                                                                  (по 0,5 б.)

5.   Заполните левый столбик таблицы подходящими словарными словами из данного ниже списка, вставляя пропущенные буквы.

М…н…рал, б…(л,лл)…трист…ка, тру(п,пп)а, э(ф,фф)ект, дра(м,мм)а, д…(ф,фф)ект, библ…ография, ж…ргон, д…(ф,фф)ормация, д…ле(м,мм)а, к…(м,мм)ентарий,  эп…гра(м,мм)а, д…в…денты, к…(м,мм)ерсант, к…(р,рр)ектный, м…н…..тюра, л…н(?)шафт, о(п,пп)…зиция, ап…(л,лл)яция,пробле(м,мм)а, д…(ф,фф)…цит.                                        (по 0,5 б.)

  1. После одного из успешных завоевательных походов  Ивана Грозного татарские князья, стараясь получить всевозможные привилегии от русских государей, часто жаловались им на свою горькую участь. Отсюда и пошло это выражение. Какое?

                                                                                                                                       (1 балл)

  1. Какие части речи в русском языке могут иметь значение количества?     

                                                                                                                                        (по 0,5 б.)

  1. Просклоняйте по падежам данное словосочетание: 789 аб…н…ментов.

                                                                                            (по 0,5 за каждый падеж = 3 балла)

  1. Сент — Экзюпери принадлежит такая мысль: «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за всё в ответе…»  Напишите небольшое по объёму сочинение — рассуждение на данную тему, согласившись или не согласившись с  автором высказывания.

                                                                                                                                   (15 баллов)

  Максимальное количество баллов – 40  .

    Школьный тур олимпиады по русскому языку. 10 класс.

 Рекомендуемая продолжительность олимпиады в 10 классе – 3 часа

  1. Какие слова в транскрипции выглядят следующим образом:

[баица], [рацтво],  [игзамин], [пойист], [фтарова], [йизык],  [вышыфка],  [атгатка], [м’эснас’т’],  [йэл’н’ик].                                           (по 0,5 б.)

  1. Установите, какие звуки произносятся на месте подчёркнутых сочетаний букв в данных словах: извозчик, прачечная, счёт, почта, сжечь, яичница, лучник, сшить.                                                              (по 0,5 б.)
  1. Расставьте ударения в словах: диспансер, договор, донельзя, доску, исчерпать, обеспечение, оптовый, разминуться, феерия, разомкнутый.

                                                                                                                     (по 0,5 б.)

  1. В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так и появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Какое? Что оно означает? Вспомните его антоним и составьте с одним из них предложение.                                                          (1 балл)
  1. В каких случаях в русском языке можно наблюдать переносное употребление форм настоящего, будущего и прошедшего времени глагола? Приведите примеры.                                                  (по 0,5 б.)
  1. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.

        1)  Болезненный, тяжёлый сон называют…

        2)  В освоении космоса у России есть неоспоримый…

        3) Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона         называют…

        4)  Восстановление прав и честного имени, а иногда и лечение после         тяжёлой болезни называют…

        5)  Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного…

        6)  Если вам не могут дать требуемое, то, скорее всего, предложат…

        7)  Исключительное право человека или организации — это…

        Д…в…львация, с…б…рит, д…гр…дация, р…аб…л…тация, л…т…ргический,         пр…р…тет,л…в…лас, пр…р…гатива, м…л…нхолия, п…н…гирик,         п…рл…мутр, ф…л…нтропия, экв…в…лент, …м…нс…пация.

                                                                                                                                                                            (по 0,5 б.)

  1. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.

                                                                                (0,5 б.)

       8.  Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

  1. И Мери, и Бэла страдают благодаря непостоянству Печорина.
  2. Вожеватов и Кнуров ощущают своё превосходство перед ничтожным, на их взгляд, Карандышевым.
  3. Ему хотелось каких-то новых впечатлений, а не то, от чего он устал и видит из года в год.
  4. Характеристике персонажа у Гоголя не только служат портрет и речь героя, но и мельчайшие детали обстановки его дома.
  5. Татьяна говорит Онегину, что «как с Вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом».                                                         (по 0,5 б.)

       9.  В каком словосочетании представлен иной способ связи, чем в остальных?

                      Кожаный портфель, мой  портфель, его портфель, открытый  

                          портфель, Ванин  портфель, этот  портфель.                    (1 б.)

  1. Согласны ли вы с таким утверждением Д. Свифта: «Как человека         можно распознать по его обществу, так о нём можно судить по его я        зыку»? В небольшом по объёму сочинении-рассуждении выскажите         своё мнение по данному вопросу, согласившись или не согласившись с         точкой зрения писателя Свифта.                                                                                                                                                                       (15 баллов)

  Максимальное количество баллов – 44,5 .

  Школьный тур олимпиады по русскому языку. 11 класс.

  1.  Рекомендуемая продолжительность олимпиады в 11 классе – 3 часа

1.   Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке    транскрипцию слов: люк, ожог, киль, сад, лёд, краб, араб.                                                                                                                                (по 0,5 б.)

2.  Какие слова из списка имеют ровно два общих звука со словом сбор?

Грибы, узор, кора, коза, рост, лоб, база.                                         (по 0,5 б.)

3.  Расставьте ударения в словах: баловать, диспансер, закупорить, позвонит, кладовая, намерение, силос, столяр, колосс, ворожея.

                                                                                                                  (по 0,5 б.)

       4.  На рубеже 19 и 20 веков во французской печати появилась заметка о          России, написанная явно малоосведомлённым автором, который, в         частности, писал, что он сидел «под тенью величественной клюквы». От         этой нелепой публикации пошло выражение. Вспомните, какое, и         составьте с ним предложение.                                  

                                                                                                                                 (1 балл)

        5. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте ответ.

              Песенник, подъёмник, спутник, телятник, ударник.                 (1 балл)

        6.  Какие современные иностранные языки имеют собственный алфавит?

                                                                                                                                     (по 0,5 б.)        

        7.  Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка,           ставя их в нужной форме.

        1)  Прекрасный дар моллюсков человечеству…

        2)  Самый важный, существенный вопрос называют…

        3) Тех, кто стремится к отделению от целого, называют…

        4)  Того, кто из любви к людям занимается благотворительностью, мы         назовём…

        5)  Тому, кого мы очень хотим похвалить, мы поём…

        6) Тоскующий, подавленный человек, скорее всего, впал в…

        7)  Человеконенавистник — это…

            Д..ф..рамбы, с…б..рит, к…рд…нальный, р…аб…л…тация,  к…мпр…ми(с,сс),         пр…ор…тет, л…т…ргический, пл…г…ат, м…л…нхолия, м…л..нтроп,         п…рл…мутр, ф…л…нтроп, с…п…р…тист, …м…нс…пация.                                                                                                                                                                                                                                                 (по 0,5 б.)

  1. О каком языковом явлении говорится в песне В.В.Высоцкого «Шторм»:

Мы говорим не штормы, а шторма —

Слова выходят коротки и смачны.

Ветра, не ветры сводят нас с ума,

Из палуб выкорчёвывая мачты.                                                                                                                                                   (1 б.)

       9.  Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

1) Через всю повесть красной линией проходит мысль о  необходимости духовного обновления.

2) В сказках Щедрина сатирически изображаются не только не знающие жизни помещики и генералы, а также запуганные обыватели.

3) Мой друг, подумай о том, что в этой жизни ты хочешь и что реально нужно тебе и твоим близким.

4) Левин ощущал преимущество спокойной, размеренной жизни в деревне над пустой светской жизнью Петербурга и Москвы.

5) И несмотря на мрачность окружающей его действительности,    уверенность   в светлое будущее Росии не покидает автора.                                                                                                                                  (по 0,5 б.)

       10.   Слова каких частей речи в русском языке не образуются от основ других         частей речи?                                                                                                  (1 б.)

       11. Известному китайскому  мыслителю-философу Конфуцию принадлежит  такое изречение: «Если я буду упорно приносить каждый день по корзине земли и не отступлю от этого, то создам гору».  В небольшом по объёму сочинении порассуждайте по данной теме, не забывая аргументировать своё мнение.                                                                                                                                          (15 баллов)

  Максимальное количество баллов – 38 .

Ответы к заданиям школьного тура олимпиады по русскому языку

9 класс

1.   А  трут и труд; Б  молот и молод; В  порог, порок, а также парок (уменьшительное от «пар», например, в бане: «хорош парок!»); Г  кот и код.

2.   Пломбировать.

3.  Слово заметка нужно переместить в правый столбик, где находятся слова, происходящие от глагола метить; к словам от глагола метать, находящемся в левом столбике, нужно добавить слово подмётка.

4.  А.   Художник увидел то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть.

      Б.   А эти ещё молодые, некрасивые берёзы стоят в снегу, отражаясь в луже.

      В.   Ходили  также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

      Г.   Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно изъезженной дороге.

      Д.  Читая данный текст, я получил  очень приятное впечатление о характере главного героя. Когда я читал этот текст, у меня сложилось приятное впечатление о характере главного героя.

5.  

  1. Сирота казанская.
  2. Значение количества могут иметь, кроме числительных, имена существительные (дюжина), прилагательные (восьминогий, тройной), глаголы (утроить) и их формы (сдвоенный, раздваивать), наречия (втрое), значение неопределённого количества могут иметь местоимения  (с несколькими шариками).

8.     И.п. Пятьсот восемьдесят девять абонементов

               Р.П.  Пятисот восьмидесяти девяти абонементов

               Д.п.  Пятистам восьмидесяти девяти абонементам

               В.п.  Пятьсот восемьдесят девять абонементов

               Т.п. Пятьюстами восьмьюдесятью (восемьюдесятью) девятью                           абонементами

               П.п. Пятистах восьмидесяти девяти абонементах.

      9.   Критерии оценивания творческой работы

             1)  Соответствие содержания сочинения заданной теме                     -1 балл

        2)  Содержательность сочинения:

               — полнота охвата темы                                                                                       -1 балла

                — оригинальность её раскрытия                                                                      -1 балла

        3)  Логичность и последовательность изложения                                      -1 балла

        4)  Ясность, точность, образность языка, единство стиля изложения   -2 балла

        5)  Отсутствие фактических ошибок и неточностей                                     -1 балл

        6) Орфографическая, пунктуационная,

            грамматическая, речевая грамотность                                                      — 8 баллов

            ( нет ошибок — 2 балла,  1-2 ошибки —1 балл, 3-4 ошибки — 0,5 б.,  

        0 баллов >4-х ошибок).

              Итого за выполнение задания № 9  — 15 баллов

10 класс

  1. Это слова боится, родство, экзамен, поезд, второго, язык, вышивка, отгадка, местность, ельник.
  2. Извозчик [ш’],  прачечная [шн],   счёт [ш’],  почта [ч’т],  сжечь[жж],  яичница [шн’],  лучник [ч’н’],  сшить  [шш].
  3. Диспансер, договор, донельзя, доску, исчерпать, обеспечение, оптовый, разминуться, феерия, разомкнутый.
  4. Игра не стоит свеч означает неоправданные усилия и затраты. Антоним — игра стоит свеч.
  5. — Настоящее в значении прошедшего: иду я вчера мимо нашего дома, гляжу…

— настоящее в значении будущего: Завтра вы берёте машину и едете в аэропорт.

— будущее в значении прошедшего: Собака-то как зарычит, а барыня как закричит!

— Прошедшее в значении будущего: Если вы не придёте, мы погибли! (=мы погибнем) или знаменитое гагаринское: Поехали!

1)  Болезненный, тяжёлый сон называют летаргическим.

2)  В освоении космоса у России есть неоспоримый приоритет.

3) Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют ловеласом.

4)  Восстановление прав и честного имени, а иногда и лечение после тяжёлой болезни называют  реабилитацией.

5)  Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного  сибарит.

6)  Если вам не могут дать требуемое, то, скорее всего, предложат  эквивалент.

7)  Исключительное право человека или организации — это прерогатива.

  1. «Лишнее» слово — сеятель, так как оно единственное является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевлённый предмет.

            8.

 1)  И Мери, и Бэла страдают из-за непостоянства Печорина.

 2)  Вожеватов и Кнуров ощущают своё превосходство  над  ничтожным, на их взгляд, Карандышевым.

3)  Ему хотелось каких-то новых впечатлений, а не того, от чего он устал и видит из года в год.

4)  Характеристике персонажа у Гоголя  служат не только портрет и речь героя, но и мельчайшие детали обстановки его дома.

5)  Татьяна говорит Онегину:  «Как с Вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом?»

9.  Во всех словосочетаниях, кроме  его портфель, связь между словами — согласование. При изменении словосочетания его портфель изменяется только форма существительного, следовательно, связь в нём — управление.

10.    Критерии оценивания творческой работы

             1)  Соответствие содержания сочинения заданной теме                     -1 балл

        2)  Содержательность сочинения:

               — полнота охвата темы                                                                                       -1 балла

                — оригинальность её раскрытия                                                                      -1 балла

        3)  Логичность и последовательность изложения                                      -1 балла

        4)  Ясность, точность, образность языка, единство стиля изложения   -2 балла

        5)  Отсутствие фактических ошибок и неточностей                                     -1 балл

        6) Орфографическая, пунктуационная,

            грамматическая, речевая грамотность                                                      — 8 баллов

            ( нет ошибок — 2 балла,  1-2 ошибки —1 балл, 3-4 ошибки — 0,5 б.,  

        0 баллов >4-х ошибок).

              Итого за выполнение задания № 10  — 15 баллов

11  класс

1. Куль, кожа, лик, таз, толь, парк, пара.

2. Затранскрибируем данные в задании слова, после чего выберем общие звуки: [збор] – [гр’ип], [узор], [кара],  [каза],  [рост],  [лоп],  [база]. Таким образом. Условию задания удовлетворяют только слова рост и база.

3. Баловать, диспансер, закупорить, позвонит, кладовая, намерение, силос, столяр, колосс, ворожея.

4. Развесистая клюква — небылица, неправдоподобная выдумка.

5. «Лишнее» слово — подъёмник, так как только оно является однозначным  и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевлённый предмет

6.Арабский, армянский, греческий, грузинский, иврит. Здесь могут быть названы также китайский, японский языки, имеющие собственное иероглифическое письмо.  

  6. Арабский, армянский, греческий, грузинский, иврит. Здесь могут быть названы также китайский, японский языки, имеющие собственное иероглифическое письмо.

         7. 1)  Прекрасный дар моллюсков человечеству — это перламутр.

        2)  Самый важный, существенный вопрос называют кардинальным.

        3) Тех, кто стремится к отделению от целого, называю сепаратистами.

        4)  Того, кто из любви к людям занимается благотворительностью, мы         назовём филантропом.

        5)  Тому, кого мы очень хотим похвалить, мы поём дифирамбы.

        6) Тоскующий, подавленный человек, скорее всего, впал в меланхолию.

       7) Человеконенавистник — это тот же мизантроп.

          8.  В песне говорится  о профессиональном жаргоне моряков, которые         используют ненормативные формы слов литературного языка для         маркирования  своей принадлежности к корпоративной общности.

          9.  1)  Через всю повесть красной нитью проходит мысль о  необходимости         духовного обновления.

    2) В сказках Щедрина сатирически изображаются не только не знающие  жизни помещики и генералы, но и запуганные обыватели.

3) Мой друг, подумай о том, чего в этой жизни ты хочешь и что реально нужно тебе и твоим близким.

4) Левин ощущал преимущество спокойной, размеренной жизни в деревне перед пустой светской жизнью Петербурга и Москвы.

5) И несмотря на мрачность окружающей его действительности, уверенность   в светлом будущем России не покидает автора       или 

И несмотря на мрачность окружающей его действительности,    вера   в светлое будущее России не покидает автора.

10. Местоимения и имена числительные.

11.   Критерии оценивания творческой работы

             1)  Соответствие содержания сочинения заданной теме                     -1 балл

        2)  Содержательность сочинения:

               — полнота охвата темы                                                                                       -1 балла

                — оригинальность её раскрытия                                                                      -1 балла

        3)  Логичность и последовательность изложения                                      -1 балла

        4)  Ясность, точность, образность языка, единство стиля изложения   -2 балла

        5)  Отсутствие фактических ошибок и неточностей                                     -1 балл

        6) Орфографическая, пунктуационная,

            грамматическая, речевая грамотность                                                      — 8 баллов

            ( нет ошибок — 2 балла,  1-2 ошибки —1 балл, 3-4 ошибки — 0,5 б.,  

        0 баллов >4-х ошибок).

              Итого за выполнение задания № 11  — 15 баллов

Оцените статью
Олимпиада